Иван Цыбин: Звезда Героя была ему к лицу

В моем сердце крестный Иван Максимович Цыбин оставил самый добрый след, самые теплые воспоминания. Шутник, душа компании, он умел увлечь разговором и повеселиться. Был привлекателен внешне: статный, высокий, с рыжими залихватскими гусарскими усами – эдакий бравый солдат-фронтовик.

Звезда Героя была ему, как говорят, к лицу. Но своими заслугами он не кичился – не позволяла природная скромность. Иван Цыбин был крестьянских корней, но отважным воином ему суждено было родиться. Родом он из многодетной семьи Максима и Марфы Цыбиных, которые воспитывали пятерых детей: четыре сына и дочь. Жили Цыбины в деревне Ново-Федоровке Шарлыкского района Оренбургской области.

Отец, Максим Григорьевич, был не менее легендарной личностью, чем его сын Иван. За смелость и отвагу в первую мировую войну 1914 года он был награжден Георгиевским крестом. Кроме того, односельчане ценили его золотые руки, называли портным-шубником. Всю округу он обшивал тулупами, шубами, шапками. Максим Григорьевич прожил достаточно долгую жизнь, умер зимой 1964 года. Война забрала у него одного из сыновей — Петра. Единственное письмо пришло от парня, и все, как в воду канул. После стало известно, что Петр Максимович попал в плен первого июля 1941 года. Умер спустя полгода в лагере № 4807, в Литве, захоронен в Бергене–Бельсене. Другой сын, Павел, пришел с фронта на костылях. Прожил недолго и умер от ран. А вот мой крестный Иван Максимович вернулся с фронта живым, со звездой Героя. Но судьба не раз испытывала его. Причем с самых ранних лет.

Счастливое число три

Забавная история произошла летом 1925 года при его крещении. Своей церкви в Ново-Федоровке не было. Поэтому в деревне дожидались обычно какого-нибудь большого праздника и везли подросших младенцев крестить в церковь соседнего села Алешкино Федоровского уезда (Башкирия).

Так случилось и в тот раз. Был Петров день. В Алешкино отправились на нескольких подводах: везли ребятишек, с ними, как полагается, родители и кумовья. Народу на службе тьма. Очередь до наших дошла только к обеду. Но крещен Иван Максимович был только с третьего раза. В первых двух случаях батюшка нарекал новорожденного сынка Цыбиных сначала Петром, потом Павлом, и каждый раз священнику говорили, что сыновья с такими именами в семье уже есть. И только на третий раз младенца нарекли Иваном. Возвращаясь домой, родители и кумовья весело смеялись, вспоминая произошедшее. А в дальнейшем всю жизнь Ивану Максимовичу сопутствовало счастливое число три.

Подрос Иван, стал славным деревенским парнем. Когда пришла пора получать профессию, отправился в школу ФЗУ учиться на плотника. Тонкости ремесла освоил с легкостью. Вернулся в Ново-Федоровку. Стали старики, умудренные жизнью, пытать мастера: «Покажи, Иван, чему научился в городе». Что ж не показать? Взял топор, подошел к чурбаку и 32 раза ударил в одну отметину. Показал свое уменье, глазомер и точность. Все эти качества очень пригодились ему на фронте.

18 июня 1942 года Ивана Цыбина призвали в Красную Армию. Он окончил полковую школу, воевал на Северо-Западном, Воронежском, Степном и Втором Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве. Освобождал Австрию и Германию. Был дважды ранен. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны первой степени, многими боевыми медалями.

«Достоин высшей награды…»

30 сентября 1943 года первый батальон 936-го стрелкового полка 254-й стрелковой дивизии, где воевал Цыбин, вышел к Днепру. За рекой виднелись Черкассы. Ночью первого октября старшему лейтенанту Караулову было поручено формировать штурмовую роту для захвата плацдарма на западном берегу Днепра. Комсомолец Иван Цыбин вызвался добровольцем.

Из наградного листа, подписанного командиром 936 стрелкового полка подполковником Короленко: «При форсировании Днепра противник вел сильный артиллерийский минометный и пулеметный огонь. Несмотря на это, тов. Цыбин на рыбацкой лодке начал переправляться через реку. Осколком снаряда лодку пробило в нескольких местах. Сам тов. Цыбин был ранен в руку. Превозмогая боль, он продолжал гнать лодку вперед. В 15 метрах от берега ее перевернуло волной. Оказавшись в воде, тов. Цыбин вплавь добрался до берега и со своим отделением закрепился на берегу, обеспечивая форсирование реки стрелковой ротой.

8 октября 1943 года противник превосходящими силами пехоты, поддержанной танками, перешел в контратаку с целью сбросить подразделение в воду. Три танка и до роты пехоты двигались на горстку бойцов до 20 человек. Лейтенант Караулов был убит.

Стреляя из пушек и пулеметов, танки противника прошли оборону. Тов. Цыбин поднял бойцов в атаку, отсек пехоту от танков и начал ее уничтожать…

Противник вторично перешел в контратаку с несколькими танками и самоходными орудиями и до двух рот немецких солдат. Огнем станкового пулемета тов. Цыбин снова отсек пехоту от танков, продолжая расстреливать ее в упор…

Горстка раненых и оглохших от взрывов наших бойцов продолжала удерживать свою позицию, клочок земли, щедро политой кровью друзей — товарищей. Неравный бой с врагом продолжался до наступления темноты. В живых осталось только трое. Приказ удержать плацдарм любой ценой был выполнен. Ночью батальон, а за ним и вся дивизия благополучно переправились, перешли в наступление, освобождая правобережную Украину.

За умелое форсирование реки Днепр, овладение плацдармом на его правом берегу Иван Максимович достоин высшей правительственной награды, звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Памятник погибшим землякам

27 октября 1943 года Ивану Цыбину за отвагу и проявленное мужество при форсировании Днепра, за удержание плацдарма Указом Президиума Верховного Сове та СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Домой Иван Максимович возвратился только в 1948 году. Послужил Родине достойно, но так и остался простым работягой. Когда в Ново–Федоровке крестного спрашивали: «За что получил Героя?», он кратко отвечал: «За Днепр». Не хотелось, видимо, ему лишний раз ворошить кошмар пережитого…

Память частенько бередит мои мысли и сердце. Деревеньки нашей нет. Но наши предки лежат там на кладбище. Сегодня это место встречи для нас, ныне живущих в разных местах земляков. На собственные средства мы установили в нашей безлюдной деревне скромный памятник с именем героя Цыбина и всех погибших земляков, начертав на нём такие слова:

Война закончилась давно,

Вернуться им не суждено.

В угоду року и судьбе

Могилы неизвестно где.

Не может сын, не может мать

Последних почестей  отдать,

Сказать слова: «За упокой…».

В слезах, с дрожащею рукой,

Читая траурные списки,

Колено преклонив, постой.

Здесь, в этом скромном обелиске,

Их души обрели покой.

Справка: Герой Советского Союза Иван Цыбин умер 26 июня 1996 года в селе Добровольском. Похоронен на кладбище села.