Вадим Смирнов: Главное в нашем искусстве – это внимание и доверие к кукле

В Оренбургском областном театре кукол за последнее время произошло сразу несколько событий, способных повлиять на развитие коллектива, как в творческом, так и в экономическом плане. Об этом и состоялся разговор  RIA56 с художественным руководителем театра, заслуженным артистом РФ Вадимом Смирновым.

 — Давайте начнем с последнего по времени события в жизни театра – обменных гастролей Оренбургского и Белгородского театров кукол, осуществленных в рамках Федерального проекта «Большие гастроли».

— Следует признать, что подобного рода действительно Больших гастролей в театре не было давно. Мы выезжали, конечно, в «недалекие» гастроли, но с одним или двумя спектаклями на один, максимум, два дня. А здесь – целая неделя и четыре постановки разных видов и жанров. Это произошло в рамках федеральной  программы «Театр кукол для детей». Для нашего коллектива это была большая ответственность, надо было на целую неделю заменить собой привычные белгородцам спектакли на свои, и с гордостью могу сказать – нам это удалось. На всех спектаклях были полные залы, артистов буквально засыпали цветами. Учитывая, что в Белгороде театр кукол – очень уютное для зрителей и удобное для актеров здание, то всем нам было очень приятно там находиться. К тому же подобные гастроли очень нужны для обмена опытом театральных коллективов. Конечно, для этого существуют фестивали, но там можно увидеть не более одного спектакля от театра, а здесь – целая палитра разных по форме и жанру постановок. Все они пришлись по душе публике, а «Золушка» настолько понравилась, что меня пригласили поставить этот спектакль на белгородской сцене.

 — Давайте теперь вернемся еще на несколько дней до гастролей в Белгороде, когда оренбургские куклы представляли свое искусство на фестивале «Образцовфест». Вы показали там «Мертвые души», спектакль, на мой взгляд, традиционный и новаторский одновременно. Как принял его столичный зритель?

 — Приняли его хорошо, но что хотелось бы отметить, так это то, что аплодисменты звучали не только в конце, на поклонах, но и в ходе самого спектакля, например, при появлении того или иного персонажа, То есть происходит процесс узнавания, пусть не всегда хрестоматийного, но все равно приятно, что так высоко оценивалась роль художника. А еще было на удивление много людей, которые подходили не просто поблагодарить за спектакль, а посоветоваться по самым разным вопросам, в том числе и литературоведческого характера.

  

 — В рамках «Образцовфеста» проходила и конференция – практикум главных режиссеров театров кукол под названием «От замысла к воплощению спектакля». Что вы там обсуждали, и к чему пришли?

 — Главным на этом совещании было, на мой взгляд,  разобраться, чем живет современный кукольный театра в провинции, как происходит процесс подготовки спектакля в частности, и формирование репертуара в целом. Каждый старался представить нечто необычное и оригинальное, чего нет в других регионах. Так, мы рассказали о возрожденной традиции постановок спектаклей для взрослой аудитории, что вылилось в результате в целый международный фестиваль «Маленький принц».

К сожалению, у кукольных театров есть одна общая тенденция, характерная для большинства российских регионов – это весьма плачевное состояние театральных зданий. Театры для самых маленьких зрителей зачастую обделены вниманием властей, которые, произнося шаблонные фразы о будущем России, забывают, что это самое будущее в своей ранней стадии ходит в кукольный театр.

 — А как быть с информацией о том, что театрам кукол будет оказана финансовая поддержка на весьма приличную сумму с шестью нолями?

 — Да, конечно, эта программа финансирования принята, и уже начались выплаты, но… они направлены на поддержку гастрольной деятельности и приобретение нового высокотехнологичного театрального оборудования. Спасибо за это большое, только парадоксальная ситуация получится, когда театр будет полностью укомплектован новейшим супероборудованием, а стены здания вот-вот рухнут.

 — Давайте вернемся к творческим вопросам. Какие основные направления были определены в кукольном искусстве за последние годы?

 — Как ни странно это на первый взгляд прозвучит, но сейчас повсеместно в кукольном театре обнаруживается повышенное внимание к кукле. Несмотря на то, что в последние годы в спектаклях принято одновременное присутствие на сцене и куклы, и живого артиста, именно на куклу, как на главное составляющее спектакля, нацелено главное внимание, даже не только внимание, но и доверие к ней, как главному смысловому акценту постановки.

Приведу пример спектакля, показанного на «Образцовфест». Это «Попугай и веники» Николая Коляды в Пензенском театре кукол. Главные герои там – отбросы общества, бездомные бродяги, но то, что их играют куклы, вносит в спектакль удивительные нотки сострадания и сочувствия. Играй их живые артисты – такого бы не случилось. Удивительный получился спектакль.

Спектакль Пензенского областного театра кукол «Попугай и веники» включен в список номинантов на получение главной театральной премии России «Золотая маска» по номинациям: Лучший спектакль, Лучший режиссер (Владимир Бирюков), Лучший художник (Виктор Никоненко) и Лучшие актерские работы (Руслан Джургабеков и Дмитрий Кинге). Следует отметить, что эта пьеса Николая Коляды пока не имеет ни одного воплощения в  драматическом театре.

Понимаете, в кукольном театре пьеса – это всего лишь отправная точка, после которой следует идея создания спектакля. В течение довольно долгого времени на нее нарастает «мясо» в виде сценического решения, и в первую очередь, это относится к спектаклям для взрослых. Мы гордимся тем, что в Оренбургском театре подобные постановки уже стали традицией.

— А много ли в России кукольных театров с подобными традициями?

 — Ну, это надо начинать со столичных театров. В том же театре Образцова или в питерском Большом театре кукол подобные постановки составляют основную часть репертуара. В провинции, конечно, немного по-другому, публику приучили к тому, что куклы – детское занятие, хотя зачастую, только кукла может передать авторскую идею наиболее полно, потому и все чаще в театрах кукол можно увидеть значки 16+, а то и 18+. Развиваемся.