Про осколки старины и муки творчества
Для человека непосвященного мастерская известной в восточном Оренбуржье творческой пары Артура и Маргариты Изак – это территория хаоса. Здесь словно пронесся неистовый ураган, разметав по полкам куски древесины, засохшие кисти, старые обои и остатки красок. Толику порядка вносят только старинные часы с боем, которые оповещают хозяев о новом часе. Из груды вещей взгляд выхватывает старый самовар.
– Чай из него пьете?
– Нет, просто нравится он нам – кусочек старины в нашем беспорядке, – отвечают хозяева.
Безусловно, в мастерской много картин. Пейзажи, портреты, есть иконы. Богородица словно смотрит на тебя строгим взглядом, и ты начинаешь по-новому осмысливать жизнь.
– Были времена, когда мастерские великих или модных художников посещали как светские салоны, – рассказывает Маргарита. – Здесь встречались сильные мира сего. Позже студии художников получили известность как пристанища загадочной и притягательной богемы, где поэты, музыканты и художники создавали, как сказали бы сегодня, клубы по интересам. Потом наступили времена, когда мастерские больше напоминали дома затворников, создающих духовные ценности, и дорога в такие мастерские была открыта только для посвященных. Были и другие времена, когда мастерские стали местом подозрительной свободы и в политическом смысле, и в житейском. Но для нас это пространство для творчества, где мы проводим большую часть времени в уединении, а также место встреч и общения с друзьями.
– Сейчас картины не покупают так, как раньше, – вступает в разговор Артур, – поэтому на чистом искусстве не проживешь. Дополнительно занимаемся лепниной для декора домов. Иногда люди заказывают пейзажи в спальни и гостиные. Но мы не брезгуем любой работой, даже ремонты иногда делаем. Бывает, туго живем, когда вообще нет заказов. Наверное, как у всех – то сухари, то тортик.
– Нам повезло, что мы зарабатываем деньги тем, что нам нравится, – продолжает Маргарита. – Сейчас люди мало интересуются искусством, а очень хотелось бы, чтобы было наоборот. Пусть не нашими работами, а любыми другими, чтобы просвещались. А мы будем помогать в этом.
– А как вы работаете? Вместе?
– Нет, каждый над своим, – отвечает Артур и уточняет: – Когда появляется вдохновение. У меня есть картина, которую я пишу уже два года. Не получается пока. Если человек не пережил событие, то у него никогда не получится написать картину, это будет очень долго. Вот и я сейчас пытаюсь глубже понять то, о чем пишу.
– А по профессии вы кто? – интересуюсь.
– Я на автокрановщика отучился, хотя с детства очень любил рисовать. У меня перед глазами был пример – сосед-художник, который постоянно сидел без работы, жил впроголодь. Я понял, что творчеством желудок не наполнишь, поэтому пошел на востребованную в то время работу.
– А я решила «не перечить» своим способностям и поехала в Питер учиться на дизайнера по проектированию мебели. Хотела там остаться жить. Но один момент полностью перевернул все мои планы. Это был 1993 год, лихие девяностые, как их называли. Шла по улице и увидела, как бабульки продают укроп, петрушку, и мне так захотелось свежей зелени, аж до слез. Но денег не было вообще. И тогда я подумала, что в Орске зелень у нас можно с грядки сорвать, и денег не надо. В итоге плюнула и вернулась в родной город.
Заметив, что в доме идет ремонт, поинтересовалась:
– Вы недавно его купили?
– Нет, дом построил мой дед, который из Украины приехал, – ответил Артур. – Раньше целиком принадлежал нашей семье, а в войну, когда нечем было кормить детей, дед продал половину дома за 3 мешка зерна. Вот и стал он на двух хозяев. Но нам и этого хватает.
Когда уходила из дома-мастерской художников, то он уже не казался вместилищем хаоса. Кошки, картины, лепнина, старинные вещи, современная техника, мужчина и женщина в перепачканных красками одеждах – всё сливается в один гармоничный образ. А самое главное – в доме царят любовь и взаимопонимание.