«Ночные ведьмы» возвращаются

Российская военная авиация сделала еще один шаг к новому облику. Произошло это на ступенях у главного корпуса Краснодарского авиационного училища, где командующий ВВС и другие высокие чины Минобороны встречали несколько десятков вчерашних школьниц. Девушкам предстоит пройти строгий отбор, и 15 из них станут курсантами.

Женщины-пилоты по завершении пятилетнего обучения будут служить наравне с мужчинами на всех типах боевых самолетов. Однако сначала им придется выдержать непростые испытания. На 15 мест претендуют по меньшей мере 118 абитуриенток, приехавших со всех концов страны.

Последняя цифра не окончательная, потому что претендентки продолжают прибывать. Среди них есть и жительницы больших городов, и девчонки из сел, но у всех есть кое-что общее — мечта о небе. Некоторые родились в авиационных семьях и ухватились за шанс пойти по стопам отцов, а другие просто всю жизнь смотрели как с аэродрома рядом с родным поселком взлетают самолеты. Многие абитуриентки даже успели отучиться неделю-полторы в гражданских вузах, но бросили всё и прилетели в Краснодар ради шанса подняться в небо, когда узнали про набор.

Наблюдающие за ходом вступительных испытаний офицеры рассказывают, что среди абитуриенток есть даже такие, которые уже освоили по несколько типов летательных аппаратов, но готовы начать всё сначала, с первого курса, чтобы стать полноправными военными летчицами.

Девушки знают, что в ближайшие пару недель решается их судьба, и они волнуются. Впрочем, большинство уверены в своих силах. Медкомиссия и спортивные нормативы их не очень пугают.

На медкомиссии два страшных испытания — барокамера, где имитируется подъем на высоту 5 тыс. м. Там надо выдержать 20 минут и не потерять сознание. На барокамере срезаются до 10% абитуриентов-юношей. И еще будет вращающееся кресло Барани, где проверят вестибулярный аппарат. Эту пытку с неподражаемой гримасой на лице вспоминают даже седовласые генералы-авиаторы.

Впрочем, врачи в поликлинике училища уверяют, что слабость вестибулярного аппарата и даже плохую переносимость высоты можно компенсировать упорными тренировками, было бы желание.

— Я знаю ребят с посредственными показателями, которые хотели летать любой ценой и за счет упорства добились своего, — говорит главный врач.

Сами девушки признаются, что самое страшное для них — профотбор. Там на сложной аппаратуре проверяют умение действовать в стрессовой ситуации, решать несколько задач одновременно, прогнозировать развитие событий по малейшим признакам. Даже изучение инструкции превращается в тест. Ее надо успеть прочитать и усвоить за ограниченное время.

Именно от результатов профотбора зависит зачисление. Хорошие результаты ЕГЭ или физподготовка не спасут, если показатели на профотборе слабые.

— Летчик — как зверь в джунглях, — прямо заявил девушкам главком ВВС Андрей Юдин. — Выживает самый сильный, быстрый и дисциплинированный.

Тех, кто справится со всеми испытаниями, с 1 октября ждет учеба. Первые два года — общая программа и занятия на авиационных симуляторах, а с третьего курса начнется специализация — истребители, бомбардировщики, транспортники.

Этот вопрос очень волнует девушек. На встрече с командованием они наперебой спрашивали, на каких самолетах и когда они будут летать.

— Вот отправят нас в военно-транспортную авиацию, — украдкой вздыхали некоторые абитуриентки.

Сами командиры твердо пообещали, что распределять будут в зависимости от успеваемости и других учебных показателей. Есть примеры того, как в Борисоглебском центре женщины летали на истребителях МиГ-29 и даже обучали мужчин.

За рубежом женщин берут в авиацию за более быструю реакцию, хорошее периферийное зрение и устойчивость к перегрузкам. Наши врачи высказываются осторожнее. Они говорят, что особенности женской анатомии не очень располагают к ношению противоперегрузочных костюмов. Поэтому женщинам-пилотам будет чуть проще служить в военно-транспортной и дальнебомбардировочной авиации. Но командование подчеркивает, что никакие опции не закрыты.

После завершения медтестов две женщины-врача, стоя на крыльце поликлиники, смотрели вслед почти уже марширующим по-курсантски девочкам.

— Бедняжки, вся молодость в казарме под замком, — задумчиво произнесла одна.

— А я им завидую — девчонки идут к своей мечте, жаль, мы так не могли, — с улыбкой ответила подруга.

Женщины-пилоты появились в советских боевых частях во время Великой Отечественной войны, они летали и на истребителях, и на бомбардировщиках. Но в мирное время летчицы были скорее исключением. В XXI веке представительницы прекрасного пола уже летают, в том числе на реактивных истребителях, во многих армиях мира, включая ОАЭ и Индию, и ВС РФ не хотят отставать.