Иван Почекин: Когда взял в руки скрипку Паганини, понял, что прежним уже не стану
Солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов Иван Почекин уже хорошо знаком оренбургскому зрителю: музыкант неоднократно выступал в нашем городе, осенью этого года открывал сезон областной филармонии. В исполнении музыканта на оренбургской сцене звучали концерт для скрипки ля минор И.С. Баха, «Кампанелла» Н. Паганини, «Интродукция» и «Рондо каприччиозо» К. Сен-Санса, а также Симфония № 3 (Шотландская) Ф. Мендельсона.
Фото: www.vashdosug.ru
Совсем недавно музыкант воплотил свою давнюю мечту — концерт «Паганини-гала. VI Большой фестиваль Российского национального оркестра». Это выступление даровало ему мощный заряд на весь концертный сезон.
— Для меня это важное событие в жизни. Все составляющие того вечера в Концертном зале имени П.И. Чайковского были особенными, — рассказал Иван Почекин. – Это и работа с Михаилом Васильевичем Плетнёвым, и соприкосновение со знаменитым инструментом — скрипкой Паганини. Когда я взял её в руки, сразу понял, что прежним уже не стану. Само общение с инструментом было поистине магическим. Инструмент меня потряс. Мои постоянные зрители после концерта Паганини стали задавать совсем другие вопросы. Это тот самый случай, когда скрипка меняет манеру игры музыканта, что-то в ней корректирует, привносит своё.
— Не боитесь, что характер скрипки Паганини совершенно изменит вашу манеру игры?
— Нет, что Вы. Паганини играл только свою музыку и только на своём инструменте. Мы, артисты, играем Сочинения разных композиторов. Да, в моём творчестве Паганини занимает особое место, не скрою. Это заложено моими педагогами, обусловлено победой на Международном конкурсе имени Никколо Паганини. Но постепенно я стал отходить от него, этот композитор остался в моём репертуаре и занимает в нём большое место, но не основное. Сегодня однобокие исполнители, играющие только одну эпоху или одного композитора, уже отошли на второй план. Главное – прекрасно ориентироваться в разных музыкальных стилях и эпохах. Только тогда музыкант способен объять большой репертуар, у него начинают появляться любимые композиторы или периоды.
— Как Вы считаете, можно ли обучить мастерству исполнения или же всё зависит от таланта, одарённости человека?
— Талант, безусловно, даруется Богом и родителями, но это не всё. С одним дарованием далеко не уйдёшь. Для достижения того уровня, когда музыкант начинает использовать свой талант, нужен огромный труд. Профессия музыканта исключительная, тонкая, требующая много знаний, умений, поэтому без хорошей школы и учителей просто не обойтись. Мастерство передаётся, развивается.
К слову, Иван Почекин – сын известного скрипичного мастера Юрия Почекина. Однако делать карьеру в этой сложной профессии он никогда не планировал.
— Очень серьёзно в жизни можно делать что-то одно, а остальное может оставаться хобби, но только не создание музыкальных инструментов. Это очень сложно.
Со скрипками отца он играет примерно половину концертов, особенно в альтовый период, ведь с этого инструмента сложно перестраиваться на другие.
У каждого исполнителя в определённый период его карьеры существуют свои цели — к примеру, отыграть в крупных концертных залах мира, сыграть с лучшими оркестрами. У Ивана сейчас интересный период. Ему нужно не просто сыграть с выдающимися дирижёрами современности, такими, как Михаил Плетнёв или Владимир Федосеев, а заниматься созданием более сложного в музыке – интерпретацией произведений. Это особый период в жизни и творчестве исполнителя, когда возникают творческие союзы, а не просто совместная игра.