Олег Рукавицын: Употребить до…
Мы хотим жить лучше. И место робкого, неуверенного «мне хотелось бы» давно заняло твёрдое решительное «мне надо!». Уровень человеческих амбиций вырос настолько, что вызывает недоумение.Чайный пакетик за 15 тысяч долларов, инкрустированный бриллиантами. За 1,4 миллиона «зелёных» можно было купить… небольшой городок Прей в США. С жителями. Спрос диктует свою непреклонную волю лишь отчасти — накормить и одеть.
Но мы придумываем себе развлечения, мы порой настолько уверены в собственной «штучности», что пытаемся дотянуться рукой до чего-то «придуманного дорогого», «условно брендированного» и (внимание, барабанная дробь!) «ЭКСКЛЮЗИВНОГО». Это любимое слово на оренбургских вывесках.
Причём эксклюзивной может быть как «одежда из Италии» (магазин в сыром подвале старого города), так и сауна или собачий корм. И кто-то берёт. Потребляет.
Из homo sapiens — человека разумного, мы превратились в homo consumens — человека потребляющего. Наверняка замечали по себе где-нибудь в большом маркете, как поход за веником превращался в покупку «чудо-швабры» и целой корзины непонятно чего. Все эти массажёры для головы и «освежители для правого носка».
Покупательский азарт — один из самых сильных. И вот мы уже скачем, улюлюкая, на тележке, «срубая» товары саблей новенькой кредитки.
Кредитка — это отдельная песня. Мы подсаживаемся на неё, словно на наркотик. И нас можно простить, если в ней на самом деле была необходимость. Но чаще — всё из-за тех же амбиций, эгоизма, извечного «хочу!».
Сколько раз я сам с изумлением обнаруживал на выходе то, что положил в тележку (как будто это был другой человек), сколько раз ручонки тянулись к товарам на кассе, так «заботливо» уложенными для меня мерчандайзерами.
На любом вьетнамском рынке, в каждом ларьке вы найдёте целую кучу кричащей цветом, мигающей и даже говорящей ерунды. Дешёвой ерунды, которая покупает своей доступностью. Это перестанет работать, сломается пополам, возможно, даже устроит пожар. Но рука тянется к кошельку, словно к пистолету. Потребить. Немедленно.
Свалка. Обратная, самая правдивая, сторона цивилизации. Тонны просроченных продуктов из сетевых магазинов, ещё работающие электроприборы и даже мобильники.
НЕДОУПОТРЕБЛЁННЫЕ вещи, выброшенные в погоне за новой «мечтой».
Тонны шелестящих на ветру денег. На чахлых кустах разбросаны в случайном порядке апокалиптические украшения из полиэтилена. Сквозь них просматривается город. Занавес.
P.S. Самое ценное — собственный опыт. Вот несколько советов которые, надеюсь помогут уберечь себя от необдуманных покупок. Испытано на себе.
1. Не ходите в магазин на голодный желудок. Запах свежей выпечки, вид еды провоцирует. Наберёте продуктов, которые потом даже есть не будете.
2. Смотрите на товары не только на уровне глаз, где лежат бренды, которые, как правило, дороже. Вверх и вниз, друзья.
3. Не покупайте товары на кассе. Вам только кажется, что вы это забыли.
4. Строго следуйте списку покупок.
5. Регулярно устраивайте критический осмотр своей корзины, стоя на кассе с единственным вопросом: на самом ли деле мне это необходимо?