Леонид Гайдай: «Возможно, меня даже наградят! Посмертно…»
Его еще при жизни наградили всем, чем только можно было. И всеобщее признание он получил тоже еще при жизни…
Но и сегодня, спустя более 20 лет после его ухода, мы вспоминаем о нем очень часто, порой даже не осознавая этого – когда говорим кому-то «Наши люди в булочную на такси не ездят!» или «Надо, Федя, надо!»… Ведь всё это крылатые фразы из культовых советских комедий, давно ушедшие в народ. Их «отец» — автор замечательных фильмов, над которыми смеется не одно поколение, Леонид Гайдай 30 января отпраздновал бы свой день рождения.
«Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница», «Операция «Ы» — кто не знает эти комедии?! Кинопрокат зарабатывал на фильмах Гайдая просто невероятные суммы, по нынешним меркам голливудскому Спилбергу пришлось бы «нервно курить в сторонке». Сам режиссер вообще стал всенародным героем. А начиналось всё после войны, когда после двух лет в театральной студии Леонид поступил во ВГИК. Все почему-то сразу поверили в его гениальность. При нем боялись сказать глупость, кожей ощущая его превосходство, которого сам он не замечал.
Его знаменитая троица – Трус, Балбес и Бывалый – стала настоящим украшением малометражки «Пёс Барбос и необычайный кросс», и автоматически все трое перекочевали в «Операцию» и «Кавказскую пленницу». Мало текста и много действия – таков был девиз гайдаевских комедий. Помните, как персонаж Г. Вицина вытягивал ночной горшок из-под целой стопки, пока не грохнул всю «конструкцию»? Или троицу, перегородившую дорогу, взявшись за руки, и тот же жалкий бледный Вицин в центре. Каждое движение, каждый кадр – на вес золота. А если фраза – так непременно бьющая прямо в точку, яркая, «вгрызающаяся» в память навсегда. Они давно живут отдельно от фильмов, своей собственной жизнью. «Икра заморская – баклажанная», «Ну, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы…», «Птичку жалко!», «Детям – мороженое, бабе – цветы» — и никому ничего не надо объяснять, всё и так понятно!
Леонид Иович очень любил Юрия Никулина, восхищался его актерским мастерством. Как-то он сказал молодому актеру: «Вам и гримироваться нет нужды – у Вас и так лицо достаточно глупое. Моргайте почаще, и всё будет превосходно!». Позже режиссер пригласил Никулина на главную роль в «Бриллиантовой руке» и не прогадал. Семен Семеныч с пистолетом в авоське и загипсованной рукой и сегодня известен каждому человеку в нашей стране. Это его реплику я вынесла в заглавие. Это его мы цитируем, когда с улыбкой спрашиваем у продавцов в поиске нужной вещи: «А у вас нет такого же, только с перламутровыми пуговицами?! Нет? Будем искать…».
Многие моменты Гайдай брал из своей же жизни. Во время войны он служил в Монголии и очень рвался на фронт. Когда бойцам зачитывали рода войск, в которые можно было пойти воевать, Лёня отзывался на каждый: «В артиллерию» — «Я!», «В разведку» — «Я!», «В морфлот» — «Я!», чем вызвал недовольство начальства: «Потерпите, Гайдай, сейчас огласим весь список, тогда и определитесь». Узнали? Позже этот эпизод он включил в свои «Приключения Шурика». И здесь же – угрожающая фраза моргуновского Феди: «А у вас несчастные случаи на стройке были? Будут!».
Желая узнать, какое значение имеют гайдаевские комедии для нее сегодня, я обратилась к директору Беляевского районного Дома культуры Елене Батаевой:
-Я же выросла на этих фильмах! А фразу «Шеф, шеф, всё пропало!» часто произношу на работе, когда что-то не получается и «горят» сроки. Такое кино просто необходимо, чтобы хоть немного сбросить с себя весь негатив, льющийся с экранов телевизоров. Сейчас таких фильмов не снимают. Современные комедии либо пошлые, либо тупые. А тут… вроде и знаешь их буквально наизусть, вплоть до мимики и жестов, а не посмотреть вновь – просто нельзя! Сплошная «бамбарбия кергуду»! Так что, смотрите хорошее кино – кино вечное, живое, любимое и нашими родителями, и нами, и даже нашими детьми.