Поверить в чудо – это главное. В Оренбургском драмтеатре сыграли «Продавца дождя»
Давным-давно, в далекой американской провинции случилось чудо. Ему предшествовали некоторые полукриминальные события, связанные с тем, что в районах, особенно страдающих от засухи, появлялся человек, заявляющий, что за 46 долларов он способен вызвать дождь и тем самым спасти гибнущие посевы. С собой он вез тележку, в которой был большой барабан, и никакого другого имущества не наблюдалось. Пожив денек-другой на ранчо у несчастных фермеров, незнакомец удалялся, унося с собой искомые деньги, но дождя так и не вызвал. И был бы аферисту прямой путь на нары в ближайшей темнице, если бы не это самое чудо, случившееся в фермерском хозяйстве Карри.
В Оренбургском драматическом театре им. Горького сыграли премьеру – «Продавец дождя» американского драматурга Ричарда Нэша. Речь там как раз о том, что вы прочитали в самом начале. Все бы так, да все ж не так, ибо в спектакле Рифката Исрафилова акцент сделан не на криминальной подоплеке, а на том, что главное – это не только поверить в чудо, но поверить в себя. И тогда это чудо случится.
Пьеса «Продавец дождя» написана давно, в 1954 году, и имеет богатую сценическую историю. Неоднократно ставилась она и в театрах России, а ранее в СССР. Одной из наиболее известных постановок стал спектакль московского театра им. К.С. Станиславского, которую осуществил известный режиссер Леонид Варпаховский. В последние годы интерес к ней поугас, тем интереснее обращение к пьесе в оренбургской драме.
Рифкат Исрафилов объяснял интерес к этому материалу тем, что в пьесе Нэша речь идет о главном – о вере в человека, то есть о том, что в последнее время стремительно уходит из нашей жизни. На первый взгляд, проходимец и авантюрист Билл Старбак нашел выгодное дельце – срубить с пришедших в отчаянье из-за засухи фермеров конкретную сумму за то, что он готов путем различных манипуляций вызвать дождь и спасти тем самым гибнущий урожай. Отчаявшиеся люди, умом понимая, что перед ними явный аферист, тем не менее, принимали его условия. А вдруг получится? Так он ловко обошел несколько хозяйств, пока не заглянул на семейную ферму Карри, где живут отец, два сына и дочь Лиззи, судьба которой и послужит катализатором дальнейших событий.
Эта самая Лиззи по всем статьям кандидат в вечное звание «старая дева». Во-первых, потому, что не отличается красотой (оттого и выбор женихов невелик), а во-вторых, характер у девушки еще тот, упрямый и ершистый. Она тайком влюблена в помощника местного шерифа Файла, но особых надежд насчет него не питает. В старом московском спектакле эту роль играла известная ныне актриса Людмила Полякова, откровенно некрасивая, но обладающая потрясающей внутренней энергией, которая сводит на нет все понятия о красоте.
В оренбургском спектакле эту роль играют в двух составах Лейла Гусейнова и Юлия Ковальчук. И, несмотря на то, что Лиззи в исполнении Гусейновой постоянно говорят о её некрасивости, зрители в это не верят, потому что перед ними — девушка с внешностью принцессы Покахонтес. Для того, чтобы доказать реальность высказываний в свой адрес, актриса старается подтвердить это тем, что её героиня как бы состоит из острых углов, двигается резко и вызывающе, этакий ёжик, который всем своим видом говорит – не тронь меня, а то несдобровать. Билл Старбак пробудил в ней веру в собственную значимость, тем самым доказав её самой, что некрасивых женщин не бывает и все эти слова – не более чем придумки глупых мужчин и её собственные комплексы.
Юлия Ковальчук в этой же роли кажется более приземленной и не столь эффектной, но все равно вполне себе красивой, из чего делается вывод, что в оренбургском театре нет некрасивых актрис.
Братья Лиззи – Ной и Джим – искренне любят свою сестру, но каждый – по- своему. Если жесткий Ной, в полном соответствии с библейским именем, суровый реалист и готов резать правду-матку, не замечая того, какую боль она приносит легкоранимой девушке, то совсем молоденький Джим больше озабочен своими любовными проблемами, и сестра для него в некотором смысле выполняет функции матери – советчицы.
Роль Ноя исполняют Максим Меденюк и Дмитрий Вырыпаев. Оба они достойно вошли в образ строгого фермера, который взвалил на свои плечи все ведение хозяйства, и для которого появление таких личностей как Билл Старбак – всего лишь досадное недоразумение. И тем приятнее видеть, как он тоже понемногу поддается магии пришельца, выполняя его, казалось бы, нелепые требования, внутренне осознавая, что не так просто это все делается.
Также только положительных отзывов заслуживают исполнители роли Джима – Радик Дибаев и Эдуард Султанбеков. Молодой парень, только начинающий жить, единственный из всего семейства сразу и безоговорочно поверил странному типу и начал бить в барабан «как только ощутишь потребность в этом». Он очень любит сестру, уважает отца и немного побаивается старшего брата, но во всех этих чувствах он удивительно искренен, и оба актера это верно доносят до зрителя.
И, наконец, старший из семейства Карри, тот самый, чья родословная в Новом свете явно идет от самых первых переселенцев, тех, кто прибыл в Америку с целью начать новую жизнь. Далась эта новая жизнь тяжким трудом по подъему американской «целины». Давайте смотреть правде в глаза, это ведь только в сказках бывает – пришел, увидел, победил. В смысле, пришел на новую землю, увидел, сколько всего предстоит сделать, и, не испугавшись трудностей, вышел победителем, освоив земли, заставив их плодоносить и собирать полновесные урожаи. На самом деле, сельскохозяйственное освоение Америки давалось упорным трудом, бессонными ночами, гибелью урожаев и скота. Так что можно с полным правом сказать о том, что освоение Америки было актом настоящего героизма.
Так вот старик Карри – это тот самый прямой потомок бесшабашных ирландцев (почему ирландцев – не знаю, просто, кажется). Он из тех, кто впитал в себя вместе со смиренным трудом на новой земле еще и мудрость пращуров, которые не побоялись переплыть океан с целью поиска лучшей доли. Мы встречается с папашей Карри в не лучшие для него времена: мало того, что засуха погубила весь урожай, так еще и у дочки Лиззи накопилось столько проблем, что решать их надо немедленно. Из двух исполнителей этой роли – Александра Папыкина и Владимира Бухарова, несомненное преимущество у первого. Старейшина оренбургской сцены сумел сыграть эту, в общем-то, небольшую роль так, что постоянно ждешь его появления. Неспроста в свое время выдающийся хормейстер Людмила Райкова сказала про Александра Ивановича – « в одном Папыкине сосредоточен весь МХАТ». И не только то, что он остался единственным из тех, кто в свое время окончил Школу-студию при МХАТ СССР, которая была открыта в Оренбурге стараниями выдающегося театрального деятеля Юрия Иоффе, а еще и то, что только он может одним движением руки, поворотом головы, спиной, в конце концов, сыграть целую судьбу. Мастер.
С крошечной ролью шерифа безусловно справились и Сергей Кунин, и Дмитрий Гладков, а вот к исполнителям роли Файла, человека, которого полюбила главная героиня, есть претензии. Эту роль, тоже небольшую, но очень важную, сыграли Андрей Иванов и Сергей Шахмуть. Претензии к ним – разного свойства. Если Шахмуть сыграл с полным отсутствием внутренней энергетики (будем надеяться, что это досадная случайность), то Андрей Иванов, артист с редким музыкальным слухом и чувством ритма, всю роль провел на каком-то истеричном крике, что не свидетельствует в пользу актера.
И, наконец, главный герой – неизвестно откуда пришедший и куда потом направившийся, бродяга-авантюрист Билл Старбак. Эту роль в двух составах сыграли Сергей Тыщенко и Борис Круглов. Сыграть роль человека, который принес людям счастье – это, я вам скажу, очень и очень нелегко. Внешне вроде бы ярче герой выглядит у Тыщенко, мешает только не очень четкая речь («каша во рту» не способствует симпатии к герою). Но в целом зрители не сомневаются, что у этого яркого, сильного и душевно чуткого человека все получится.
Борис Круглов в этой роли, может быть, менее эффектен, но то, что в отличие от героя Тыщенко, его Старбак сам не до конца верит в то, что он пришел со спасительной миссией, придает ему определенную правду характера. Кстати, пришлось услышать разговор двух женщин о том, с кем бы из Старбаков (Тыщенко или Кругловым) она отправилась в непредсказуемый путь, дамы однозначно выбрали Старбака-Круглова. Но Лиззи все сделала правильно. Она не составила компанию «продавцу дождя», хотя в глубине души ей этого очень хотелось. Лиззи связала свою судьбу с тем, кто был предначертан ей судьбой, с непутевым помощником шерифа Файлом. Думается, что жизнь с ним тоже медом не покажется.
В заключение, хочется поблагодарить художника Тана Еникеева за довольно минималистичное, но, тем не менее, выразительное оформление спектакля, Тамару Пикулеву за грамотно подобранную музыку, а Рифката Исрафилова за, в очередной раз, правильное решение по выбору репертуара. Думается, что в наше непростое время, когда довольно большое количество людей живет на грани отчаянья, очень хочется верить в «человека дождя», который придет и всё разрулит. Только так не бывает.