Валентина Светлитская: Жалко было даже врага…
От воспоминаний никуда не денешься. Иной раз они накатывают удушливой волной. Перед глазами встают картины, леденящие кровь и холодящие душу. Вот обезумевшая от горя старушка, получившая похоронку на второго и последнего своего сына. Вот полуголодный, оставшийся за старшего в семье двенадцатилетний мальчишка тягает неподъемные снаряды от заводского станка. А вот и он, солдат, вернувшийся с фронта инвалидом…
– О Великой Отечественной войне я помню немного. В июне 1941-го мне было всего семь месяцев, – вспоминает одна из участниц орского проекта «Дети войны: времен связующая нить» Валентина Алексеевна Светлицкая. – И хотя все мы отпраздновали победу годом ранее, в мае, для нашей семьи эта война закончилась осенью 1946 года. В то утро мы сели за стол. Мама сварила кашу. И вдруг – стук в дверь. На мамино: «Входите!» никто не отозвался, но стук повторился. «Входите, не заперто», – чуть громче повторила мама. Дверь распахнулась, и на пороге появился отец. Как сейчас помню: вошел, положил шинель на кровать, мы его обступили, каждый обнять хочет. Одна рука у него – в черной перчатке, поначалу мы внимания на это не обратили, тянем да тянем за нее… А отец глаза опускает. Не сразу поняли, что домой папа вернулся без руки: отняли в госпитале, где он очень долго лечился. Из кармана шинели папа тогда достал несколько кусков сахара. Мы сладкое, чего уж говорить, видели редко, глаза загорелись, добавили сахар в кашу, наелись досыта. И, знаете, за всю свою жизнь такой вкусной каши я больше не ела…
У каждого, кто пережил ту войну, в памяти осталось что-то сокровенное. Только кто-то до сих пор предпочитает об этом не говорить.
– На наших встречах бывают представители нынешнего поколения и поколения детей войны, как мы их называем, – рассказывает сопредседатель местного отделения Российского союза молодежи Наталья Полянских, одна из руководителей проекта. – Последние чаще всего – это обычные бабушки и дедушки, которые мало кому знакомы в городе, которые не входят в состав ни одного известного орского объединения или совета ветеранов. Однажды на очередной встрече я обратила внимание на пожилую женщину. В то время, когда остальные гости делились воспоминаниями прошлых лет, украдкой и не очень смахивая набежавшие слезы со щек, она сохраняла удивительное спокойствие, ни один мускул, казалось, не дрогнул на ее лице. Позже я поняла: человек все хранит в себе, и может быть, спустя семьдесят лет после победы в самой страшной войне, она все еще не хочет вспоминать о том, что пришлось тогда пережить.
Действительно, вспоминать свое по большей части безрадостное детство, в котором пришлось бороться не только за свою жизнь, но и за жизнь родных, в котором постоянно хотелось наесться, – трудно. Однако некоторым это удается.
– Рассказы ветеранов не оставляют равнодушными сегодняшнее поколение, – уточняет Наталья Григорьевна. – Я наблюдаю за детьми и вижу сочувствие в их глазах, вижу боль, вижу слезы. Ну а разве может не тронуть история тогда еще совсем маленькой орчанки, которая пожалела военнопленных немцев и украдкой отдавала им кусочки хлеба, может быть, последние? Но ей было жалко людей, которые пришли на нашу землю отнюдь не с добрыми намерениями. Современные подростки видят это милосердие к человеку, к врагу, в нечеловеческих условиях, и это важно для нас. Мы с помощью детей войны показываем все стороны – и хорошие, и плохие – того страшного времени. Возможно, в какой-то степени учим молодежь быть гуманнее, добрее.
Проект «Дети войны», в общем-то, и создавался для того, чтобы укрепить связи между двумя поколениями, чтобы не стиралась историческая память. Сейчас в нем уже свыше 150 детей войны, все они заполнили анкеты и готовы делиться воспоминаниями.
– Встречи мы проводим совместно с ветеранами молодежного движения и активистами Российского союза молодежи города, – поясняет Полянских. – Хорошо поставлено патриотическое воспитание в школе №35, где даже создали своей временный Пост памяти; в 31-й, 54-й и 50-й школах. Идейным вдохновителем проекта является Алефтина Григорьевна Беленко (Скилова), в строю и Мария Николаевна Антипина. Так что ветераны сами нам не дают успокаиваться. Они помогают передавать опыт следующим поколениям.
Кстати, Мария Николаевна подала школьникам еще одну хорошую идею: создать единую городскую карту памятных мест Великой Отечественной войны.
– На карте нужно обозначить все памятные места того времени: здания, где в годы войны располагались госпитали; монументы погибшим воинам; улицы, названные в честь героев, – говорит Антипина. – С такой картой можно курсировать по школам и показывать историю тылового Орска наглядно. Начать стоит с 49-ой школы, потому что там работал в войну один из самых больших госпиталей.
Ну, а пока школьники со своими руководителями будут работать над этой идеей, пройдет еще не одна встреча поколений. А вот на 9 Мая, в День Победы, активисты Российского союза молодежи планируют организовать колонну, в которую войдут дети войны и дети современности. Каждый из них пронесет перед трибунами портрет своего родственника, прошедшего войну или погибшего на ней.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Новости с фронта: Специальный проект RIA56 о Великой Победе