Три года после Крыма: как Китай получил российские технологии через Украину
В 2014 года Россия присоединила Крым. С тех пор прошло почти три года. В связи с военным противостоянием Россия и Украина разорвали отношения в сфере оборонной промышленности. Финансовая ситуация в обеих странах также ухудшилась. Сложившейся обстановкой пользуется Китай. Благодаря укреплению покупательской способности, обеспеченной экономическим ростом в последние годы, Китай активно скупает в обеих странах новейшие вооружения и передовые военные технологии.
Россия оказалась под западными экономическими санкциями в связи с украинским кризисом, поэтому стремилась найти выход на китайский рынок. «Ранее Россия ограничивала экспорт по причине военной угрозы и копирования технологий, однако после того, как разразился украинский кризис, она пересмотрела свое мнение о Китае как о потенциальном рынка сбыта», — отмечает руководитель программы «Россия в Азиатско- Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. «Украина также лишилась российского рынка, поэтому нашла экспортную замену в лице Китая», — говорит украинский военный эксперт Игорь Федик.
После 2014 года Россия и Китай заключили серьезные контракты на экспорт новейших истребителей СУ-35 и зенитно-ракетных комплексов «С-400». Контракты были подписаны в 2015 году. Масштаб каждого из них составляет примерно два миллиарда долларов, пишет японское издание Майнити симбун.
По информации российских СМИ, передача истребителей СУ-35 началась в декабре прошлого года. Китаю было передано четыре самолета. В течение трех лет будет продано еще 24 истребителя. Также сообщается, что началось производство ЗРК «С-400» для Китая. Эксперты полагают, что эти два контракта повысят военно-технический уровень Китая.
Поскольку в соответствии с контрактом на поставку СУ-35 Китаю также будет передано большое количество запасных двигателей, есть возможность, что он будет использовать их для истребителей собственного производства, так как возможности КНР в сфере стабильного изготовления двигателей для военных самолетов ограничены.
В свою очередь мировой лидер в сфере производства авиационных двигателей, украинская компания «Мотор Сич», укрепляет связи с китайскими предприятиями. По информации китайских СМИ, военный эксперт, находящийся в тесном контакте с народно-освободительной армией, заявил, что Китай шагнул вперед благодаря тесному сотрудничеству с Украиной в сфере технологий, связанных с производством авиационных двигателей.
Это позволило КНР увеличить надежность двигателей местного производства.
Кроме того, в прошлом году украинское предприятие «Антонов» и другая китайская компания договорились о совместном производстве крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225, который есть на Украине только в одном экземпляре. Эксперты полагают, что Китай будет использовать его для космической программы как в гражданской, так и в военной сфере.
В 1998 году Китай приобрел у Украины авианосец, модернизировал его и в 2012 году поставил на вооружение под названием «Ляонин». Это — первый китайский авианосец. «После развала СССР Китай впитывал украинские военные технологии, и сейчас он находится на завершающей стадии развития», — считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.