Обозреватель Forbes предложил помирить Москву и Запад, похоронив Ленина
Красная площадь остается одним из самых знаменитых мест на планете, пишет обозреватель Forbes Дуг Бендоу (перевод статьи приводит ИНОТВ). На входе посетитель может увидеть статую Жукова на коне, по правую руку возвышается Кремль, по левую — находится ГУМ, а впереди вырисовывается храм Василия Блаженного. Перед Кремлевской стеной стоит маленькое, приземистое пирамидальное сооружение – Мавзолей Владимира Ленина.
Некогда это здание было самой знаменитой трибуной лидеров Коммунистической партии. Однако Мавзолей остается на старом месте, как и находящееся в нем тело Ленина. «Он одет в черный костюм, его лицо мрачно и правый кулак сжат, словно готовый нанести удар по капиталистам, влияние которых преобладает даже в экономике его собственной страны», — живописует автор статьи.
По словам Бендоу, Ленин является одной из самых значительных исторических фигур. Разумеется, считает журналист, без Ленина движение большевиков продолжало бы существовать, но ему бы не хватало его интеллекта, тактических навыков и, «самое главное — решимости».
В 1921 году у Ленина случился первый удар, через три года он умер. В течение четырех дней его тело было выставлено для прощания, на которое пришли около миллиона человек. Петроград был переименован в Ленинград, начали воздвигаться многочисленные статуи. Однако, возможно, самым значительным событием стала выдвинутая в течение недели идея о сохранении тела вождя. Советские власти сначала планировали заморозить тело Ленина, но в конце концов решили его бальзамировать. Была создана секретная лаборатория, которая должна была предать покойному лучший вид. Циники считают, что настоящее тело подменили восковой фигурой, однако официальные лица отрицают подобную версию.
Мавзолей Ленина, отмечает автор статьи, остается открытым и сейчас, хотя больше не является «обязательной для визита достопримечательностью». Очереди уже не такие длинные, как в советское время, и состоят преимущественно из иностранных туристов. Маленькое и мрачное помещение является полной противоположностью «большому, хорошо освещенному» мавзолею Мао Цзэдуна в Пекине, к которому выстраиваются длинные очереди посетителей с цветами.
«Каково же будущее Ленина в посткоммунистическом мире?» — задается вопросом Бендоу. Очевидно, считает он, России будет трудно избавиться от всех признаков прежнего режима. Вместе с тем «менее функциональные» символы стали объектом нападок с прекращением существования СССР. Советский флаг больше не развевается над Кремлем, двуглавые орлы сменили серп и молот, Ленинград был переименован Санкт-Петербург, а с улиц страны «исчезли» статуи вождя пролетариата.
«В стране даже стали возникать споры о самой священной из коммунистических реликвий – мумии Ленина», — замечает автор статьи. Но в 2001 году преемник Ельцина Владимир Путин выразил опасение, что захоронение Ленина будет означать, что все годы советской власти народ жил, руководствуясь «фальшивыми ценностями». Пять лет спустя он заявил, что хочет добиться «примирения и единства нации». В 2011 году он отметил, что решение по этому вопросу будет принято в подходящее время.
Между тем, отмечает Бендоу, российское общество также не может прийти к единому мнению о Ленине. Результаты опросов населения менялись с течением времени. В целом все больше россиян считают, что он сыграл скорее положительную, чем отрицательную роль, хотя многие хотят, чтобы его тело все-таки было похоронено.
Будучи у власти, последний генсек КПСС Михаил Горбачев отказался «низвергать» ленинский миф. Позже он заявил: «Я думаю, что мы придем к этому в какой-то момент. Но я считаю, что нам не стоит торопить события». Однако, уверен Бендоу, это время уже пришло. Хотя Россия не может расстаться со своим прошлым, она должна перестать возвеличивать один из «самых значительных неверных поворотов ее истории».
Несмотря на деспотизм, царская Россия все еще лелеяла надежду на либеральные реформы. Однако, вступив в Первую мировую, царизм лишился этой возможности и своего будущего. Временное правительство, возглавляемое либералами и социал-демократами, обещало честное и справедливое общество. Однако, как и их предшественники, они поставили участие страны в войне превыше интересов собственного народа. Когда большевики свергли правительство Керенского, в стране не было практически никого, кто хотел бы его защитить.Только в вопросе, связанном с войной, большевики все решили правильно. Люди хотели мира, нуждались в нем и заслуживали его, и только партия Ленина обещала им дать мир.
Захоронение Ленина станет мощным символическим жестом, который ознаменует конец эпохи, уверяет журналист. Возможно, Запад не станет лучше понимать Владимира Путина, тем не менее российский лидер покажет, кем он не является, что станет «не малым достижением» на фоне роста напряжения между Россией и Западом.