Доллар начал укрепляться после победы Трампа

Шок, который мир испытал от новой политической реальности, вызванной прошедшими выборами в США, постепенно проходит, и наступает время анализировать последствия этого для экономики. Все складывается не так уж плохо для России: доллар, скорее всего, будет расти — значит, экспортерам отечественных товаров будет лучше, а бюджет получит больше доходов.

После прошедших в США выборов, на которых неожиданно победил республиканец Дональд Трамп, в крупнейшей экономике мира складывается новая ситуация. Согласно программе победителя, его администрация сосредоточится на реальном секторе экономики, а финансам будет уделять гораздо меньше внимания.

В результате политики, проводимой до сих пор, в экономике Соединенных Штатов сложился определенный дисбаланс: 70 процентов добавленной стоимости создается в финансовом секторе, и только 30 — в реальном, пишет Лента.ру.

Чтобы ликвидировать эту диспропорцию, необходимо дать реальному сектору преимущества. В сфере финансов же, напротив, придется несколько ограничить возможности для получения сверхприбылей от спекуляций и снизить долговую нагрузку с домохозяйств и корпораций. Это понимают все, об этом говорилось и раньше. До сих пор эту задачу пытались решить исключительно финансовыми средствами, а именно — давая гражданам в долг под низкие проценты. Потом эти ссуды рефинансировались — таким образом стимулировалось потребление. Политика «количественного смягчения», предполагающая низкие процентные ставки, облегчала не только доступ к ссудам на развитие бизнеса, но и к чисто потребительским кредитам.

О том, что финансовые меры стимулирования экономики исчерпаны, говорили еще прежние руководители Федеральной резервной системы (ФРС) — Бен Бернанке и Алан Гринспен. Но чтобы снизить долговую нагрузку, надо дать возможность людям погасить эти кредиты — то есть опять дать людям деньги. При этом одним из ключевых пунктов политики республиканцев, которые всегда были готовы пожертвовать социальными программами в пользу лучших условий для бизнеса, было снижение налогов: это позволяет людям высвободить средства для погашения старых долгов.

Кроме того, политика, провозглашенная избранным президентом, предполагает повышение процентных ставок, а это означает, что брать новые кредиты и обслуживать старые станет труднее. Таким образом, граждане будут заинтересованы в том, чтобы гасить старые подорожавшие ссуды и не брать новых. Дополнительным стимулом для развития производства внутри США должны стать госзаказы для промышленности, которые помогут создать дополнительные рабочие места, увеличить занятость и создать спрос в смежных секторах.

В кризис власть зачастую оказывается перед выбором: кого спасать — реальный сектор или финансовые структуры. Программа, за которую проголосовали американцы, делает выбор в пользу реального сектора.

Финансовому сектору тоже «бросили кость», предложив ослабить закон Додда-Франка, который сводится к запрету банкам использовать собственные средства для спекулятивных операций. Этот закон был принят после кризиса 2008 года, и банки были им очень недовольны.