Новогодний сезон разогнал российскую промышленность
Ожидания спроса в промышленности в ноябре достигли максимума с мая 2008 года. Такая оценка содержится в докладе Института Гайдара, с которым ознакомились «Известия». Экономисты объясняют это предпраздничным сезоном: предприятия выпускают больше товаров, надеясь на особенно высокий спрос со стороны компаний и конечных потребителей. Также производители готовят задел, так как в каникулы заводы работают не на полную мощность.
Индекс ожидаемого спроса в промышленности в ноябре достиг +16 пунктов, оценил Институт экономической политики (ИЭП) имени Гайдара. Более высокие его значения были зафиксированы в последний раз только в мае 2008 года (+23). Таким образом, ожидания платежеспособного спроса достигли 10-летнего максимума впервые спустя два экономических кризиса — 2009 и 2014–2015 годов. Многие заводы модернизировались: закупили новые машины, доукомплектовали старые подшипниками (https://podsnab.ru/19-kupit-podshipniki-koyo), усилителями и другими комплектующими, модернизировали технику.
Спрос на промышленную продукцию продемонстрировал в ноябре 2017 года неожиданно положительную динамику, указано в бюллетене ИЭПа. И исходные, и очищенные от сезонности данные показали явно позитивные изменения и фактических продаж, и прогнозов их изменения. «Особенно впечатляющим стал резкий рост ожидаемых изменений спроса в преддверии национальных январских каникул — в результате очищенный от сезонности баланс этого показателя достиг многолетнего максимума», — указали эксперты института.
— У предприятий действительно есть надежды на сохранение этого тренда. В ноябре все измеряемые показатели в промышленности, кроме инвестиционных планов, показали рост, — прокомментировал автор бюллетеня, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло.
По оценке партнера практики «Промышленность» АО «НЭО Центр» Александра Ракши, помимо фактора предпраздничного спроса влияние на рост ожиданий спроса оказал целый комплекс причин. Среди них — влияние отложенного спроса и желание компаний запастись продукцией до начала повышения цен, которое традиционно происходит в начале года.
Традиционно к новогодним праздникам наблюдается рост спроса на продукты питания к праздничному столу, текстиль, ювелирные изделия, косметику, бытовую технику и прочие потенциальные подарки, отметил эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. Кроме того, определенный всплеск активности в конце года часто бывает и в строительстве. В последние месяцы года традиционно сдается больше жилья, чем в любой другой период года, — девелоперы наверстывают отставание в выполнении планов. То же может происходить на предприятиях, выполняющих госзаказы.
По наблюдениям независимого эксперта Леонида Хазанова, обычно перед январскими праздниками фиксируется рост производства в пищевой индустрии, часто, но не всегда — в легкой промышленности, в выпуске пластмассовых изделий.
Например, в ноябре 2015-го выпуск пищевых продуктов (включая пиво и табак) увеличился в России на 2,4%, в ноябре 2016-го — на 2,7%. Швейное и текстильное производство в ноябре 2015-го просело на 3,8%, тогда как в ноябре 2016-го подскочило на 13%.
По его словам, позитивные ожидания по спросу в этом году связаны с восстановлением потребительской активности.
— Объяснить это можно тем, что приходящиеся на первый месяц года каникулы длятся более недели и предприятия из данных отраслей продукции стараются работать на опережение спроса: ведь во время праздников в нашей стране застолья в буквальном смысле не прекращаются ни на день и, кроме того, жители тратят приличные деньги на подарки, которые могут быть самыми разнообразными, — сообщил Леонид Хазанов.
Кроме того, во время январских праздников многие заводы не работают на полную мощность, а занимаются в это время ремонтом и модернизацией оборудования, поэтому стараются сделать план января еще в ноябре. Так чаще других поступают автомобилестроительные предприятия, «готовя» запас машин для отправки в дилерские центры.
Помимо всплеска в ожиданиях спроса ИЭП зафиксировал в ноябре улучшение динамики выпуска, производственных планов предприятий и сбыта готовой продукции. Однако инвестиционная активность пока остается слабым звеном в этой цепочке.
— Чтобы увеличить инвестактивность в промышленности, нужно прежде всего усовершенствовать институт частной собственности, который гарантировал бы защиту инвестиций. Промышленность в следующие несколько лет ждут непростые времена, особенно нефтедобычу, потому что развитые страны наложили санкции на закупку некоторых видов оборудования и технологий, которые мы пока не можем произвести самостоятельно, — отметил управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский.
Минпромторг не ответил на запрос «Известий». По данным Росстата, индекс предпринимательской уверенности в последние месяцы растет, что также может свидетельствовать о смене настроений на более позитивные. В ноябре по сравнению с декабрем 2016-го индекс повысился в добывающих производствах с –7 до –1%, в обрабатывающих производствах с –8 до –4%. Дальнейшее развитие промышленности будет зависеть прежде всего от того, найдут ли предприниматели источники для инвестиций.