«Давайте пересидим кризис»: Минфин предлагает бюджету три года жить на сухом пайке

Министерство финансов РФ опубликовало 12 октября проект госбюджета до 2019 года. Вопреки ожиданиям, вместо однолетнего бюджета Минфин все-таки оставил в силе трехлетнее планирование. Планируется, что в Госдуму проект будет внесен 28 октября. Политика Минфина по-прежнему консервативна – потуже затянуть пояса предлагается чиновникам, правоохранительным органам и даже военным. Однако продуманность мер Минфина в части пополнения доходов казны вызывает у экспертов сомнения. Об этом пишет «Федералпресс».

Бюджет-2017 был сверстан, исходя из объема внутреннего валового продукта (ВВП) в 86,806 трлн рублей. Планируется, что к 2018 году объем ВВП составит уже 92,296 трлн рублей, в 2019 году – 98,86 трлн рублей.

Параметры рассчитаны из темпов инфляции в 4% на протяжении всех этих лет, что соответствует текущему темпу по итогам 9 месяцев 2016 года. Для сравнения – по данным Росстата, в 2014 году уровень инфляции в стране составил 11,4%, в 2015 году – 12,9%.

Предполагается, что доходы госказны в 2017 году составят 13,437 трлн рублей – всего на 0,5% выше уровня, ожидаемого к исполнению в текущем году. На трехлетнюю перспективу правительство планирует увеличить объем доходов уже на 11,07%, или на 1,4 трлн рублей. Однако по отношению к ВВП этот показатель будет снижаться: если в 2017 году уровень доходов бюджета по отношению к валовому продукту составит 15,37%, то в 2018 году уже 15,1%, и 15% в 2019 году. По данным Росстата и Федерального казначейства, в докризисном 2013 году этот показатель составлял 19,7%.

При формировании расходной части бюджета в планировании Минфина явно прослеживается тенденция к секвестированию: если по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в этом году сокращение расходов составит 2,7%, то к 2019 году планируется урезать расходную часть уже на 4% (на 669 млрд рублей).

Бюджет на 2017 год сверстан с дефицитом в размере 2,745 трлн рублей, что составляет 3,15% от ВВП. На 2018 год дефицит планируется сократить до 2,15% от ВВП (до 1,989 трлн рублей), к 2019 году уровень планируется снизить до 1,15% ВВП – 1,139 трлн рублей.

Финансировать практически половину дефицита (1,151 трлн рублей, или 42%) правительство планирует за счет средств Резервного фонда, после чего фонд будет исчерпан, говорится в проекте. Еще 659 млрд рублей дефицита будет покрыто из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2017 году, и в 2018–2019 годах — 138 трлн рублей.

Верхний предел внутреннего госдолга Российской Федерации на 1 января 2018 года планируется на уровне 10,352 трлн рублей, на 1 января 2019 года установлен в размере 11,581 трлн рублей. Предполагается, что на 1 января 2020 года он вырастет до 12,788 трлн рублей.

При этом ежегодно с 2017 по 2019 годы планируется привлечь внутренние заимствования с помощью государственных ценных бумаг на сумму 1,05 трлн рублей. 
Верхний предел внешнего госдолга Российской Федерации на 1 января 2018 года составит 53,6 млрд долларов или 48,7 млрд евро, на 1 января 2019 года — 52,8 млрд долларов США, или 48 млрд евро. На 1 января 2020 года госдолг в долларах вырастет до 53,6 млрд долларов США, или 48,7 млрд евро.

По данным ЦБ РФ на 1 октября этого года, объем международных резервов России составляет 397,7 млрд долларов США (в том числе, 332,23 млрд долларов валютных резервов, еще 65,512 млрд — в монетарном золоте).

Согласно проекту, в структуре расходов федерального бюджета на 2017-2019 годы доля засекреченных расходов составит 18%, при этом открытые расходы бюджета составят 13,31 трлн рублей.

Вырастут в структуре расходов бюджета только траты на социальные обязательства: в 2017 году расходы на социальную политику составят 5,07 трлн рублей, тогда как в 2016 году финансирование этой графы бюджета составляло 4,45 триллиона рублей. На 2018 и 2019 годы заложены 4,96 трлн рублей и 5,05 трлн рублей соответственно.

При этом на традиционно самый крупный блок социальных обязательств, пенсионное обеспечение, заложены 3,63 трлн рублей (против 3,07 трлн в 2016 году, рост на 18%).

Расходы на здравоохранение, по данным Минздрава РФ от 17 октября, повысятся в 2017 году на 6% и составят 3,035 трлн рублей. В 2018 году прогнозируемый прирост составит 8,8% (3,3 трлн рублей), в 2019 году показатель повысится на 7,6% и составит 3,5 трлн рублей.

Расходы на общегосударственные вопросы в ближайшие три года планируется плавно снизить – с 1,17 трлн рублей в 2017 году до 1,115 трлн рублей в 2019 году (снижение на 4,7%). При этом их доля в общих расходах страны стабильно останется на уровне 7%.

Расходы на национальную оборону по сравнению с 2016 годом сократятся на 5,5% — Минфин заложил в проекте бюджета 1,004 млрд рублей против 949 млрд рублей. Расходы нанациональную безопасность и правоохранительную деятельностьсократятся на 3,3% — 1,27 трлн рублей против 1,314 трлн рублей в текущем году.