Запрет российских лекарств разорит Украину

Запрет российских лекарств на Украине в ближайшем будущем более чем реален — в министерстве уже готовят соответствующие документы.

Кроме того, существует и вероятность негласных запретов для аптек сотрудничать с российскими дистрибуторами. В Минздраве Украины ожидают, что РФ из-за закрытия нашего рынка потеряет до $30 млн. О том, что работа по введению в силу запрета на российские медпрепараты уже ведется, участники рынка говорят неохотно, однако и не отрицают этого факта.

«Я недавно разговаривал с Ульяной Супрун и в неофициальной форме задал вопрос по данной инициативе. Она сообщила, что работа идет, и идет довольно активно. Мне сказали, что вероятность того, что этот запрет все же будет введен — довольно велика», — сообщил член набсовета компании «Биофарма» Кшиштоф Седлецки.

Как заявила в начале мая Супрун Ульяна, из наших аптек в первую очередь могут исчезнуть такие препараты как аллоферон, диоксидин, тетрациклин, фенибут, ингарон, изопаск и др.

Кроме них под запретом рискуют оказаться все те российские лекарства, которые могут быть заменены украинскими и зарубежными аналогами, а также те, что не имеют сертификата по стандарту GMP.

По словам главы ведомства, сначала будет обеспечено присутствие на украинском рынке препаратов-аналогов, особенно тех, исчезновение которых может быть проблематичным для пациентов и врачей. А уже после может быть введен полноценный запрет.

По мнению экспертов, замещение вышеперечисленных лекарств украинскими или зарубежными аналогами не должно сопровождаться какими-либо сложностями.

«Не думаю, чтобы у российских производителей были лекарства, которые невозможно было бы заменить продуктами украинских фармацевтов, которых у нас, к слову, довольно много. Начиная с «Фармака», который и так производит огромное количество препаратов, заканчивая небольшими украинскими предприятиями, которые также готовы производить генерики», — полагает Седлецки.

 

Впрочем, по мнению руководителя отдела закупок сети аптек «Виталюкс» и «Аптекарь» Ульяны Головачук, существует вероятность, что цена украинских аналогов может быть выше, чем российских лекарств, хотя разница будет незначительной.

В то же время партнер Kreston GCG Андрей Попов говорит, что в вопросах, касающихся лекарств, далеко не все определяется деньгами. Согласно данным МОЗ, в Украине зарегистрировано 229 наименований лекарственных средств, произведенных в РФ. Из них 105 не имеет аналогов украинского или иностранного производства.

Сложности для быстрого замещения могут быть, в частности, с вакцинами, например, против ботулизма или столбняка.

«Проблема в том, что отечественные производители их сегодня не производят. А импортные аналоги хоть и присутствуют на рынке, но стоят довольно дорого, по сравнению с российскими. И далеко не каждый украинец может себе позволить их приобрести», — сообщила Головачук.

К примеру, бельгийский противостолбнячный препарат ТМ «Бустрикс» стоит сегодня порядка 450 грн, а российская «АДС» — около 65 грн.

«По данным ООН, в Украине самый низкий уровень плановой вакцинации в мире: только 30% детей имеет прививку от кори, 10% — от гепатита В и 2% — от дифтерии, коклюша и столбняка. Эта ситуация, в том числе, вызвана нехваткой вакцин — российскую вакцину после 2014 года поставлять практически перестали, а иностранные аналоги оказались дефицитными», — отмечает Попов.