Киев «разводится» с СНГ
На рассмотрении Верховной рады находится проект украинских парламентариев о выходе страны из СНГ. Покинуть Содружество предлагают представители «Батькивщины», «Блока Петра Порошенко» и других политических сил. При этом политический департамент украинского МИДа уже изучает юридическую возможность отзыва подписи руководителей незалежной под Беловежским соглашением. Правда, как пояснили в исполнительном комитете СНГ, в случае выхода страны из Содружества она отказывается не только от обязательств, но и от многих преференций. В Москве между тем не видят препятствий для выхода любой страны из интеграционного формата.
Как рассказал в интервью газете «Известия» постоянный представитель РФ при уставных и других органах СНГ Андрей Шведов, как и в любой международной организации, в СНГ предусмотрено право выхода для государств-членов. В случае получения соответствующего уведомления для урегулирования, в том числе и возможных спорных вопросов, отводится один год. Шведов в этой связи напомнил о «грузинском прецеденте» в СНГ, когда процесс «развода» длился 12 месяцев. В этот период решалось, какие обязательства Грузия должна выполнить до выхода из подписанных ею договоренностей, а в каких она намерена продолжить участие (на сегодня таких порядка 30).
— Конечно, у любой страны есть возможность при выходе из многосторонних договоренностей начать переговоры о заключении соответствующих двусторонних соглашений, но это процесс небыстрый. Что касается Украины, Киев с 2014 года практически свернул участие в деятельности СНГ. В частности, Киев не выплачивает ни копейки в бюджет организации, фактически не участвует (либо присутствует на низком уровне) во встречах высших уставных органов, прекратил сотрудничество по целому ряду отраслевых договоренностей, прежде всего в правоохранительной сфере, не подписал за это время ни одного документа. В то же время украинская сторона оставляет за собой право влиять на деятельность организации, принимаемые ею решения без каких-либо собственных обязательств. Эта ситуация ненормальна. Соответственно, у других партнеров возникает резонный вопрос: какова практическая отдача с точки зрения интересов Содружества от такого присутствия,— подытожил Шведов.
Сейчас Украина, хотя формально и остается членом организации, в делах ее практического участия не принимает. Пытаясь дистанцироваться от СНГ и одновременно стремясь не ставить под сокрушительный удар простых украинцев, Киев пока успешно «сидит на двух стульях».
По словам дипломата, многие вопросы, затрагивающие интересы граждан СНГ, в частности в сфере социальных отношений, образования, регулируются соглашениями, подписанными между государствами — участниками Содружества. Например, в области пенсионного обеспечения предусматривается, что при переезде в другую страну СНГ пенсии выплачиваются по новому месту проживания.