New Yorker: Украиной управляет олигархическая клика, а Порошенко делит страну между приспешниками

Многие жители Украины возлагают большие надежды на присоединение страны к Евросоюзу, пишет обозреватель New Yorker Николас Ниаркос. Однако, считает журналист, участие в европейской организации не решит внутренние проблемы государства, а украинцев, живущих под олигархической кликой в раздираемой приспешниками Порошенко стране, ждет лишь «неприятное удивление». Перевод статьи приводит ИНОТВ.

 

Часть украинской трассы M-03, которая ведет из международного аэропорта Борисполь в Киев, во многом является символом преимущества европейских инвестиций, пишет на страницах New Yorker обозреватель издания Николас Ниаркос. Когда страна готовилась к чемпионату Европы по футболу 2012, правительство Януковича потратило немало средств на дороги страны.

Если ехать по этой дороге, то можно подумать, что находишься в Германии или во Франции, а флаги ЕС, развешенные на фонарных столбах, только придают еще большее сходство, отмечает автор статьи. В прошлом году, в то время как западные специалисты прогнозировали спад европейской экономики, многие украинцы хотели войти в ЕС больше, чем когда-либо. Рекламные щиты с цитатами нового президента Петра Порошенко о присоединении страны к Евросоюзу, стоящие вдоль трассы, пишет журналист, напоминают о желании многих украинцев стать частью ЕС и в результате получить «денежные вливания».
 
Между тем, государство погрязло в долгах, и, по прогнозам главы Национального банка Украины,  украинскую экономику ожидает сокращение бюджета на 10 процентов. Экономика страны очень сильно зависит от России, которая является не только поставщиком газа, но и основным покупателем украинской продукции. По мнению автора статьи, разрыв с Россией, который может произойти вслед за присоединением Украины к ЕС, является «очень рискованным шагом». В то же время все денежные вливания Запада могут исчезнуть в коррупционной пропасти. «Вступление страны в Европейский союз кажется маловероятным, несмотря на торговое соглашение, оптимизм Порошенко и все эти флаги», — подчеркивает журналист.
 
Другие плакаты вдоль M-03 с изображением желтых кукурузных полей и голубых небес, призывающие помочь Украине «стать сильной» и пожертвовать на «нашу войну», напоминают водителям о повстанческом движении, «бушующем» на востоке страны с марта. Борьбу там ведут силы ополчения, которые видят свое будущее в сфере российских интересов.
 
Отчасти, пишет Ниаркос, их мотивы носят экономический характер. Так, согласно некоторым данным, покупательная способность украинцев на 28 процентов ниже, чем у россиян. Население Донбасса, занятое в сфере промышленности, «с теплотой вспоминает советское прошлое, когда зарплаты были выше». К тому же, утверждает автор статьи, сказалось и то, что Владимир Путин «аннексировал» Крым, «стабильно поставлял оружие и оказывал поддержку» повстанцам, а российская пропаганда заполнила эфир обещаниями о «пути к процветанию» и без участия Западной Европы.
 
В центре Киева ничего не напоминает о тех фотографиях горящего Майдана, которыми в начале этого года пестрили передовицы мировых изданий. «Трудно представить, что находишься в стране, в которой продолжается гражданская война», — пишет Ниаркос.
 
В то же время автор отмечает четкое разделение СМИ на пророссийские и прозападные, и практически полное отсутствие нейтрального мнения. Украинцам приходится выбирать между двумя силами, «которые постоянно провоцируют друг друга».
 
Журналист также отмечает парадокс: после крупного антиправительственного протеста во главу страны встала «олигархическая клика», которую отличает от предыдущих властей лишь ее проевропейская позиция. Порошенко разделил государство между своими «приспешниками» и — хотя он настаивает, что политики должны подавать пример остальным и отказаться от своего бизнеса — сам он все еще владеет собственным телеканалом.
 
«Но действительно ли Украина готова присоединиться к ЕС?» — задается вопросом журналист. С европейской точки зрения, принятие большой экономики, в которой после распада СССР процветала коррупция, вызывает «оправданный скептицизм». К тому же, маловероятно, что подобная интеграция станет «панацеей», каковой многие ее себе представляют. В странах Евросоюза люди разных политических взглядов хотят выйти из организации, обвиняя ее в неумелом управлении. Так, польский знакомый автора статьи сказал ему, что проевропейские украинцы «ждут, что разбогатеют за ночь, но они будут очень неприятно удивлены».
 
Главный недуг украинской экономики – это казнокрадство, отмечает автор статьи. Как только вы покидаете Киев, многие дороги страны выглядят так, словно их покрытие не менялось по меньшей мере лет 50. Часть денег, выделенных на подготовку к чемпионату Европы по футболу 2012, осела в карманах «беспринципных бизнесменов». Тем не менее коррупция процветает на Украине и после ухода Януковича. Вскоре после того, как США отправили в страну около трехсот тысяч сухпайков в качестве военной помощи, репортер из американского издания Time обнаружил, что они были выставлены местными дельцами на продажу в интернете.      
 
Среди россиян распространено мнение о том, что Украина на самом деле не является страной: название государства происходит от слова «окраина», так как она является отдаленной частью Российской империи. Однако Киев был также и центром исторических событий во времена Киевской Руси. «Смешанное наследие» страны хорошо заметно в архитектуре украинской столицы: древние монастыри перемежаются с неоклассическими зданиями, сталинским барокко и европейскими домами из стекла и стали.
 
Условия перемирия, которое Порошенко подписал с повстанцами, требуют от Киева прислушаться к мнению востока страны. «Украина сегодня остается одновременно и границей, и центром, и ей необходимо найти способ управления, которое соответствует ее положению», — заключает Николас Ниаркос.