Оренбургская музкомедия представит «Трех мушкетеров»
В основе постановки на оренбургской сцене известный всем сценарий популярнейшего фильма Георгия Юнгваль-Хилькевича с текстом Марка Розовского, стихами Юрия Ряшенцева и, конечно же, блистательной музыкой Максима Дунаевского. «Три мушкетера» представили зрителям в постановке режиссера из Нижнего Новгорода Сергея Миндрина. Официальная же премьера состоится только через месяц.
Режиссер не побоялся обязательного в таких случаях сравнения с известным оригиналом, и решился предложить свою версию. Проект осуществили в короткие сроки, и остается только удивиться работе всех технических служб театра, в первую очередь пошивочного цеха, работавших в аномально жаркие дни, и представивших в результате настоящие шедевры: одежду царственных особ – короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской. Нет, остальные костюмы были тоже хороши, но эти – за гранью возможного!
Начинать рассказ о новом спектакле с костюмов – вроде бы неправильно, но с другой стороны, первое визуальное впечатление – самое сильное, и много говорит в пользу постановки. Но оставим художественную часть в виде бонуса к рассказу о спектакле. Как выяснилось, значительная часть зрителей в зале, в основном, моложе 30 лет не читали роман Александра Дюма-отца «Три мушкетера», а имеют представление о нем только по фильму (или фильмам, ибо экранизаций романа было множество). В связи с этим возник вопрос, отчего молодое поколение пренебрегает романом даже в преддверие постановки, чтобы получить полное представление о развитии сюжета, характерах героев и о многом другом.
— Во-первых, потому что роман очень толстый, а у меня нет времени на такое фундаментальное чтение, а во-вторых, наверное, те люди, которые делали фильм, уже выбрали из романа все самое лучшее, и, следовательно, то, что осталось, особого интереса не представляет, — заявил один из зрителей в зале, вчерашний выпускник, ныне студент вуза.
Так современная молодежь расправилась с великим романом, не оставляя старику Дюма никаких шансов соперничать с авторами сценарной адаптации.
Но тут на помощь пришла еще одна выпускница по имени Даша, которая поинтересовалась, а почему роман и пьеса называются «Три мушкетера», когда эти трое – Атос, Портос и Арамис, являются вроде бы приложением к приключениям ловкого гасконца д’Артаньяна? Вот здесь-то и кроется главная проблема отличия романа и пьесы (сценария). Дело в том, что в варианте Розовского и Ряшенцева получился некий калейдоскоп событий и фактов, в котором не осталось места характерам собственно мушкетеров, ведь д’Артатьян становится таковым лишь к концу повествования. И такой очень важный момент, о котором почему-то не принято говорить, а именно то, что в романе практически нет положительных героев. Посудите сами, Арамис – святоша и ханжа, Портос – альфонс, живущий за счет женщин, которым он обещает жениться после получения ими солидного наследства, а Атос – так вообще, хронический алкоголик, плюс садист и маньяк. Сам же главный герой, веселый гасконец – неприкрытый карьерист, главной целью которого является получение хлебной должности, ради чего он с легкой душой идет на обман, подлог и прочие аферы. Все это есть в романе, но нет ни в фильме, ни в пьесе.
Три мушкетера превратились в безликие тени, и только, пожалуй, Атос, имеет там более-менее внятную историю. Даже музыкальный ряд, при всем великолепии музыки Дунаевского не оставляет друзьям-мушкетерам ярких мелодий, за исключением опять же Атоса, чья ария «Есть в графском парке старый пруд» — является несомненным шедевром. Но что же, вот уже на протяжении третьего столетия привлекает в романе Дюма, и заставляет воспринимать его героев именно как героев, а не просто персонажей? Все очень просто, дело в том, что четверых друзей связывают такие «устаревшие» понятия, как мужская дружба и честь, то есть то, что во многом ушло из нашей жизни и чувств, но тоска по ним сохранилась, и потому они будут оставаться героями навсегда.
После столь долгого вступления, пришла пора посмотреть, как в спектакле, поставленном Сергеем Миндлиным, происходило действие, и каковы были главные герои. Скажу сразу, три мушкетера так и остались лицами, сопровождающими д’Артаньяна в его приключениях, за исключением опять же Атоса в исполнении Сергея Фурсова, который в исполнении все той же арии про «Графский пруд» поднялся до поистине трагических высот, чем заслужил зрительские овации.
Если кому-то очень хочется сравнивать актеров из телефильма и оренбургского спектакля, то, наверняка, выражу общее мнение о том, что сравнивать наших артистов и столичных звезд очень даже можно. В первую очередь я отношу это к королевской чете в исполнении Александра Лазутина и Светланы Алексеевой. Помимо прекрасных костюмов, о которых было сказано ранее, в исполнении оренбургских артистов было то, чего не было, или было очень мало, у Табакова и Фрейндлих, уникальна я пластика, безграничное чувство юмора и яркий музыкальный дар. То же самое я отнесу к блистательному исполнению роли герцога Бэкингема Денисом Радченко. Те две сцены, в которых участвовал герцог, проходили под неугасающий смех и аплодисменты зрительного зала.
Приятно удивил Азамат Нугуманов в роли кардинала Ришелье – опять же чувством юмора и точными реакциями. К сожалению, переиграть Маргариту Терехову в роли Миледи, не удалось, пожалуй, никому. В спектакле эта кровавая злодейка без биографии получилась малоинтересной и почти не запомнилась.
И теперь, главный герой, д’Артаньян. Казалось бы, он стал хрестоматийным именно в исполнении Михаила Боярского, лучше бы вроде не сыграешь Но у молодого актера Александра Попова – получилось! Получилось именно то, что хотели авторы – безграничная удаль в сочетании с наивностью, безрассудство и отвага, плюс прекрасная физическая форма молодого артиста, позволяющая выполнять самые рискованные трюки.
Кстати, в спектакле много отлично поставленных сцен боев на шпагах, в чем несомненная заслуга тренера Дмитрия Гладкова, прекрасно смотрятся артисты хора в массовых сценах, хотя почему-то их все меньше. Балет (хореограф Иван Курбатов) также впечатляет. Из маленьких ролей обязательно отмечу примадонну театра Наталью Чепенкову в роли аббатисы. Поистине – нет маленьких ролей, когда за них берутся большие артисты.
Премьера спектакля состоится только 6 октября, и у всех есть возможность приобрести билеты, а те, кто уже посмотрел предпремьерный показ, наверняка захотят посмотреть еще раз.