В гостях у волшебника: оренбуржец превращает дерево в произведения искусства

Житель Кувандыкского района Оренбургской области Александр Курвяков занимается резьбой по дереву. В его мастерской рождаются резные панно с изображением животных, людей, библейских мотивов.

Уже стемнело, когда мы подъехали к дому Александра Васильевича Курвякова. Я позвонил, и в трубке раздался его веселый голос: «Сейчас, Санёк, выхожу!» И вот он уже открывает ворота гаража, где находится мастерская.

Осматриваемся: вот верстак, резцы, свежая желтая стружка, которая приятно пахнет древесиной. На верстаке еще не завершенная работа — «Баня», которая пронизана юмором, русским духом: на ней изображен орущий мужик на полке и женщина, с остервенением хлещущая его веником. А вот знаменитая «Голова лося», о которой я уже знал загодя и которую особенно стремился посмотреть. Огромные ветвистые рога, живое выражение, глаза лося как бы светятся.

С Александром мы знакомы давно. Случай свел нас на лесопилке, где я монтировал новую котельную, а Александр делал резные карнизы. Потом он занимался оформлением кафе «Панорама», а впоследствии стал трудиться в модельной мастерской.

Курвяков с присущим ему задором рассказывает, как он долго обрабатывал древесину — работал резцом, шлифовал, покрывал морилкой и лаком. И вот она, удалась на славу.

— Сейчас с лесом трудновато, да и финансы поджимают, а так хочется сделать «Персея и Андромеду», — рассказывает мастер. — А еще мечтаю создать панно «Тайная вечеря». Но нужны доски определенной длины. Картина должна быть очень большая. Задумок много: хочется сделать копию головы лося и еще голову кабана и волка. Дай Бог, все получится.

Александр рассказывает, что рисовать начал еще в средней школе, это ему очень нравилось. В армии пришлось много работать над оформлением наглядной агитации. Начал заниматься чеканкой, но резьба по дереву все же вышла на первое место.

— Понимаешь, в резьбе все получается как живое. Вот на обычной картине краски выцветут, всё потускнеет, а дерево так и останется свежим под лаковой защитой. Оно ведь легкое, податливое, теплое.

Среди работ Александра – резные панно «Охота на львов», «Рождество», «Крещение» (два последних — иконы, которые освящены в православном храме). Супруга мастера просит их не дарить и не продавать, пусть они украшают жилище.

В квартире мастера все поражает красотой и самобытностью: и двери с искусными узорами, и потолки, и шкафы, все украшенные резьбой, да вдобавок еще и увитые вьюном. Кстати, о дверях. Как рассказал Александр, в одно время не было работы, и ему пришлось заниматься только изготовлением дверей. Как-то у мастерской остановился Батюшка, долго смотрел и сказал: «Не тем ты занимаешься, сын мой, не для этого Бог создал тебя, двери делает каждый десятый, а у тебя талант художника, и ты его не  зарывай в землю».

Вспоминает Александр еще одну интересную встречу. Однажды его квартиру посетил художник, литератор, музыкант Константин Пономарев. За несколько минут, будучи в восхищении от увиденных работ, сочинил стихотворение. Это и не удивительно, ведь встречи с такими людьми, как Александр, воплощающими мечту в явь, своими руками ваяющие произведения искусства, вызывают незабываемые эмоции и заряд энергии.