«Семь слов Спасителя на кресте». Детский хор «Новые имена» готовит грандиозную премьеру оратории Гайдна
Детский хор «Новые имена» Оренбургской областной филармонии уже не в первый раз готов поразить зрителей исполнением сложнейшего музыкального произведения. 20 февраля будет исполнена оратория австрийского классика Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте». Она принадлежит к числу редко исполняемых многочастных духовных произведений Гайдна. В основу её легли семь высказываний Иисуса Христа во время казни на Голгофе. Впервые эту музыку исполнит детский коллектив.
Руководителем хора Мариной Туркиной и всей творческой группой было принято непростое решение – исполнить произведение на немецком языке, то есть в оригинальной трактовке. Перевести литературную основу и поработать над правильным произношением немецкого текста согласился президент благотворительного фонда «Евразия» Игорь Храмов. Прежде чем приступить к вокальным репетициям юные артисты внимательно изучали материал.
— Мы старались работать слаженно, — делится впечатлениями солистка «Новых имен» Елизавета Рыбина, — ведь это произведение о последних словах Иисуса Христа, сказанных на кресте. Он отдал за нас свое сердце, свою душу.
— Это очень сложное произведение, — рассказывает солистка Ксения Махова. – Недостаточно просто выучить ноты. Ты должен понимать, о чем поешь, и только тогда ты сможешь передать зрителям смысл страданий Христа.
В составе творческой бригады, работающей на проекте, — заслуженный артист России Вадим Смирнов, солист областной филармонии Георгий Авдеев, мужской концертный хор «Русские певчие» из Екатеринбурга (худ. рук Сергей Пименов) и камерный оркестр областной филармонии, за дирижерский пульт которого встанет Илья Попов (Санкт-Петербург). Исполнение оратории состоится 20 февраля в 19.00
В 80-е годы XVIII столетия имя венского композитора Йозефа Гайдна становится широко известным по всей Европе. Создание сочинения, известного как «Семь последних слов Спасителя на кресте» связано с заказом из Испании. Музыкальные воплощения евангельского сюжета о семи изречениях распятого Христа существовали и ранее, но только Гайдн сумел создать уникальную фреску из семи медленных частей с интродукцией и эпилогом «II Terremoto» («Землетрясение»), живописующим бурю, которая разразилась после смерти Христа. Впервые сочинение было исполнено на Страстной неделе 1786 года в церкви Кадиса и вскоре приобрело широчайшую известность.
Как писал сам композитор, «Семь слов» — не сборник пьес, а единый цикл из девяти частей, которые невозможно исполнить отдельно, не нарушив целостности замысла. В этом творении Гайдн близок великим художникам Возрождения своей человечностью, искренностью и возвышенной простотой.