«Памяти Юрия Гагарина. Русский Икар». В музее ИЗО презентовали полотно Юрия Рысухина
Долгожданная презентация новой работы оренбургского живописца, заслуженного художника России Юрия Рысухина состоялась 10 апреля в областном музее изобразительных искусств. Любители живописи и почитатели таланта художника наконец-то смогли увидеть новую работу, приуроченную к предстоящему Дню космонавтики и Светлой Пасхе.
Полностью работа представляет собой пять картин, не связанных между собой сюжетно, но связанных творческой идеей. На центральной картине, в её верхней части, мы видим первого космонавта планеты, Юрия Гагарина в кабине космического корабля «Восток». В нижней части полотна – бытовая картина мирно пасущегося стада в одном из обычных советских колхозов. Этим прослеживается связь небесного и земного, что, собственно, и является красной нитью идеи художника.
Справа и слева от центральной картины расположены портреты людей, которых можно с полным правом назвать представителями рабоче-крестьянских профессий, то есть людей, благодаря труду которых и состоялся грандиозный прорыв советской науки. На первый взгляд, так оно и есть и это всячески подчеркивали пришедшие на презентацию гости, пожелавшие сказать добрые слова в адрес художника. Меценат Михаил Коннов, литератор и журналист Павел Рыков, профессор, доктор исторических наук Алла Федорова, секретарь Оренбургского отделения Союза художников РФ Альбина Кальвина буквально в один голос пустились в ностальгические воспоминания о своем безоблачном советском детстве, о том, как встретили они весть о полете человека в космос, учитывая, что человеком этим был Юрий Гагарин, бывший курсант Чкаловской летки, о том, как встречали его во время визитов в Оренбург.
Про персонажей боковых картин говорилось, в основном, то, о чем уже было упомянуто, то есть о героическом труде советского народа. Но были в музейном зале люди, которые увидели совсем другой пласт изображенного на картинах Рысухина, и здесь мы вплотную подходим к теме Пасхи, потому что во всех пяти полотнах явственно прослеживается мощная библейская тема. Ведь неспроста один из героев – это Плотник, второй – Косарь, а женщины, при всей прозаичности их антуража (грабли и тазик с бельем), имеют столь прекрасные лица Мадонн эпохи Возрождения, что обращаешь внимание, прежде всего на их дивные лики, а потом уже на грабли. И, конечно, центральная картина, где мы видим Юрия Гагарина в иллюминаторе космического корабля, словно бы на иконе, а вокруг него словно бы риза, то есть украшение. В данном случае, украшением послужили маленькие изображения мест (Москва, Гжатск, Байконур и Оренбург), связанных с Гагариным, и людей, которыми он дорожил (Сергей Королев, Константин Циолковский, любимые мама и жена Валентина).