Вековые традиции: В Орске открылась выставка пуховязальщиц

Промозглым осенним вечером так и хочется укутаться во что-то теплое. Оренбургский пуховый платок будто создан специально для этого. Легкий, и в то же время очень теплый, он способен согреть в любых условиях. Вариаций традиционных для нашего края платков масса: это и теплые плотные шали, и ажурные паутинки, и нежные палантины.

В большом многообразии пуховые изделия сегодня можно увидеть в музее Т.Г. Шевченко. Совсем недавно здесь открылась выставка работ орских пуховязальщиков. Представлены в экспозиции и платки Ларисы Лапшиной, связанные совместно с супругом. Решив познакомиться с мастерами поближе, заглядываем в гости.

– Вязать я начала еще девчонкой, – улыбается Лариса Даниловна. – Росла в деревне, а тогда там не вязал только ленивый. И мама, и тетя хорошо управлялись с крючком, а в доме постоянно появлялись новые кружевные салфетки, занавески, скатерти. Вязали и традиционные шали спицами – тогда у многих были свои козы и пух в изобилии. Такого, каким был наш оренбургский, теперь не найдешь. 

– Где сейчас берете пух?

– Покупаем на рынке то, что есть. Но, вы знаете, качество готового изделия больше зависит не от того, какой использован пух, а от его выделки. Сначала его нужно вздернуть, чтобы снять охлопки, в первый раз вчерне, и только затем – на чистовую. Немало времени занимает процесс прядения. А оттого, насколько ровно ляжет пух на нить, зависит красота готового изделия.

– Вы вяжете вместе с мужем. Как удалось увлечь этим делом супруга?

– Когда мы приехали в Орск, я нашла себе подработку – надомницей на предприятии по изготовлению пуховых платков. К началу 90-х, когда на заводах месяцами не платили зарплату (а мы оба работали на механическом), вязание было хорошим подспорьем. Старалась вязать побольше, и муж начал мне помогать, сначала зубочки делал, потом каймы начал, постепенно и до ажура дошел. Сейчас он может все.

– В свое время мама научила меня вязать носки и варежки, – присоединяется к беседе Валерий Иванович. – С женой попробовал платки – получилось, так и стал Ларисе помогать, тем более что процесс мне нравится. И обработкой пуха занимаемся вместе, а вот прядет только она – это очень тонкая работа.

– Валера – единственный в Орске мужчина, который вяжет пуховые платки, – с гордостью говорит Лариса Даниловна. – В 2013 году мы были в Оренбурге, и там он принял участие в мероприятии по установлению мирового рекорда в массовом пуховязании. Мы уже много лет вместе участвуем в различных конкурсах и получаем дипломы.

– Куда вывозите свои работы?

– Мы показываем их по Оренбургской области, но люди, которым мы дарили свои платки, выставляли их и за рубежом, и в крупных российских городах – в Томске, Сургуте, Санкт-Петербурге и других. В Сибири их оценили по достоинству.

– Как считаете, у оренбургского пухового платка есть будущее?

– Конечно. Пусть сейчас женщины редко носят на голове пуховые платки, но многие укрываются шалями как пледами. Это очень удобно. Я часто укрываюсь маминой шалью, связанной 100 лет назад. Посмотрите, она до сих пор мягкая, пушистая. – Лариса Даниловна демонстрирует вековой платок, ему дашь лет 10, не больше. – А молодые женщины сейчас с удовольствием носят ажурные паутинки, палантины и кардиганы. У каждого времени свои веяния.

– Бытует мнение, что качественный пуховый платок должен проходить через обручальное кольцо. Вы с этим согласны?

– Те платки, которые мы вязали в 90-е, работая на пуховом производстве, действительно можно было пропустить через кольцо. Но это, признаться честно, были не самые лучшие изделия. Когда вяжешь для себя, для друзей или знакомых, стараешься сделать так, чтобы даже самое ажурное изделие было теплым. Пуха кладешь на нить в разы больше ее толщины. Связанная таким образом паутинка с шелковой нитью в основе, конечно, через кольцо пройдет, а шаль c основой из хлопка – нет.

– Из какого пуха предпочитаете вязать?

– Все зависит от того, что вяжешь. С белым пухом работать проще всего, серый требует серьезной обработки, черный – еще большей.

– В вашем доме много пуховых изделий, в том числе 100-летняя шаль. Как спасаете их от моли?
– Так как вяжем мы постоянно, хотя в последнее время все меньше, то просто не допускаем ее появления. Она ведь не только готовые изделия съест, но и пух испортит. А изделия храним в герметично закрытых пакетах и чемоданах – на всякий случай.

– Свое мастерство передаете другим?

– У меня было много учениц, но, к сожалению, практически все они бросили пуховязание. Это только кажется, что платок связать легко. На работу уходят месяцы, глаза болят, руки, спина очень сильно устают. Хотя, когда заканчиваешь работу и видишь результат – душа радуется. Изделия ручной работы никогда не спутаешь с производственными, в них всегда есть особая теплота.

– Дайте нашим читателям несколько рекомендаций, как приобрести качественное пуховое изделие?

– Не стоит покупать платок, из которого лезет пух: либо пух неправильно обработали, либо изделие просто начесали для улучшения внешнего вида. Платок не сходит со спиц «пуховым», таким он становится во время носки, набрав воздуха. А еще стоит внимательно посмотреть на нить – сколько на ней пуха. Качественное изделие прослужит не одно десятилетие.