Военная авиация подставит крыло гражданской: «Иркут» получит заказ на СУ-30СМ
Как стало известно изданию "Коммерсант", правительство поручило Минобороны РФ рассмотреть возможность закупки у корпорации «Иркут» дополнительной партии многофункциональных истребителей Су-30СМ. Полученные средства планируется направить на реализацию программы пассажирского лайнера МС-21. Вложения в проект российских госбанков уже исчисляются миллиардами долларов. В сентябре первый МС-21 должен быть передан на испытания в Центральный аэродинамический государственный институт, где и будет продемонстрирован Владимиру Путину.
О поручении для Минобороны рассмотреть возможность закупки у корпорации «Иркут» истребителей Су-30СМ “Ъ” сообщил источник в аппарате правительства и подтвердил собеседник в Минобороны. Речь идет о дополнительной партии в 10–12 машин данного типа. По словам собеседника “Ъ” в оборонном ведомстве, ситуация до конца не решена, «это действительно сейчас обсуждается, вопрос находится на рассмотрении». Другой источник “Ъ” добавляет, что полученные средства планируется направить на финансирование выпуска новейшего российского среднемагистрального самолета МС-21. Он совершил первый полет в Иркутске в конце мая. Средняя стоимость самолета составляет около $90 млн. Портфель твердых заказов — 175 самолетов, по всем из них был получен аванс. К 2022 году «Иркут» будет производить 70 машин в год. Вчера в «Иркуте» отказались комментировать “Ъ” возможную схему финансирования проекта.
По данным на июнь 2017 года, корпорация «Иркут» поставила Минобороны 83 самолета, в том числе 17 — для морской авиации (два последних — в мае текущего года). Средняя стоимость одного истребителя данного типа составляет около 1,5 млрд руб. Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что дополнительная партия Су-30СМ лишней для Минобороны не будет. «Кому действительно нужны Су-30СМ, так это флоту»,— говорит он. По мнению эксперта, с учетом того, что оборонное ведомство пока не получило полный комплект законтрактованных машин, купить дополнительно более десяти истребителей вполне возможно.
Эксперты сомневаются, что денег, полученных от дополнительной закупки Минобороны десяти Су-30СМ, будет достаточно для финансирования проекта МС-21. Как отмечает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, с учетом того, что «контракты Минобороны находятся на грани рентабельности, в России такая схема выглядит не совсем очевидной и ранее никогда не применялась». По его словам, единственный широко известный зарубежный пример (у компании Airbus похожим образом финансировался военно-транспортный A-400М) имел противоположный эффект.