«Текстильная филигрань»: в Оренбургском музее ИЗО состоялась презентация альбома работ Аллы Васильченко
В Оренбургском областном музее изобразительных искусств состоялась презентация альбома «Текстильная филигрань», в котором представлены работы выдающегося мастера уникальной техники ажуроплетения, заслуженного художника РФ Аллы Александровны Васильченко.
Выход подобного издания – явление знаковое. Ведь Алла Васильченко – не просто художник, но создатель уникальной техники ажуроплетения, в основе которой творчески переработанные технологии вязания оренбургских паутинок. Но в её работах ажурное полотно утратило свою бытовую функцию и получило новый статус – декоративного панно, принципиально отличающегося от своего прототипа – пухового платка.
На презентацию альбома собрались не только почитатели творчества Аллы Васильченко, но и люди, для которых работы художника явились шагом в новый мир, ранее неизвестный и потому – загадочный.
Алла Александровна ответила на ряд вопросов RIA56.
— Первый вопрос будет достаточно традиционным: Вам понравилось издание?
— Да, говорю это от чистого сердца. Главное, что дизайн альбома полностью соответствует самой технике работ. Это большая заслуга дизайнера Елены Ромашовой, которая подошла к работе по-настоящему творчески.
— Помимо Ваших работ в альбоме есть множество статей о Вас и Вашем творчестве, написанных самыми разними людьми, и не всегда искусствоведами. Кто эти люди?
— Все они – мои друзья и коллеги, с которыми я была связана на разных этапах моей жизни. А в начале альбома – статья моей «крестной мамы», члена Международной конфедерации союзов художников ЮНЕСКО, арт-критика Итты Рюминой, благодаря которой и появилась моя технология ажуроплетения
Приведем в пример высказывание И. Рюминой о работах Васильченко: «Произведения художницы – образец виртуозного рукотворства и художественно-возвышенного мировосприятия…Созданные ею причудливые образы, парящие в воздухе, имеют под собой крепкую фольклорную и общекультурную основу»,
— Работа над подобнымизданием– это большой труд не только со стороны издателя, но и самого художника. Как Вам работалось в этом направлении?
— Трудности были, но мы всегда приходили к какому-то общему решению, устраивающему обе стороны. Понимаете, это такое событие, что надо было работать дружно и коллегиально. Иначе бы ничего не получилось. И еще. К сожалению, у нас часто альбомы выходят уже после смерти автора. А я вот жива, продолжаю работать и радоваться тому, что мое творчество интересно людям.
RIA56 поинтересовался у директора Оренбургского книжного издательства им. Г.П. Доновцева Игоря Храмова, как шла работа над изданием.
— Этот альбом поистине уникален, как уникально творчество Аллы Васильченко. Большая заслуга в этом принадлежит дизайнеру Елене Ромашовой. Она постаралась, чтобы в оформлении книги была учтена техника работ Васильченко, потому издание так оригинально смотрится.
Также мы постарались, чтобы тексты, сопровождающие работы художника, впрямую соотносились с Оренбуржьем. Так, неспроста там есть небольшая статья директора Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова, почетного гражданина Оренбурга Владимира Николаевича Канюкова.
Фрагмент статьи В.Н. Канюкова: «Работы Аллы Васильченко, выполненные для нашего филиала, не только украшают интерьер и вызывают восхищение талантом художника. Насыщенные золотым солнечным светом, содержащие добрый настрой, обеспечивающие психологический комфорт пациентов гобелены, выполняют здесь и другую, наиболее важную функцию – исцеляющую».
— Кроме того, нашей целью было и то, что в Оренбуржье мало издается альбомов, посвященных творчеству женщин-художников. Мы постарались исправить это досадное недоразумение.
Финансирование издания частично осуществлялось за счет Федеральной программы «Культура России», но основные средства были вложены Правительством Оренбургской области. В частности, Наталья Лазаревна Левинсон с большим пониманием отнеслась к изданию данного альбома. И теперь мы имеем это издание, которое внесет достойный вклад в историю культуры нашего края.