Александр Федоров: «Дикарь» — это про человека, который бросил вызов несправедливости и… про невероятную любовь, конечно
До премьеры спектакля «Дикарь» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона осталась ровно неделя. На сцене оренбургского театра драмы спектакль ставит Александр Федоров, который выбрал в своем напряженном графике несколько минут, чтобы ответить на вопросы RIA56.
— Анализируя репертуар областного драматического театра, бросается в глаза, что большинство постановок – это пьесы, написанные достаточно давно (не имею в виду русскую классику), примерно в середине ХХ века. Это и советская драматургия (Шукшин, Вампилов, Гуркин, Злотников) – 60-е годы, и зарубежная ( «Блэз», «Продавец дождя», и даже, казалось бы, такой современный «Боинг-Боинг») вообще 50-е годы прошлого столетия. Ни одного спектакля по такой модной в столицах новой драматургии; нет ни братьев Пресняковых, ни Ярославы Пулинович, ни Саши Денисовой (список можно продолжить). Вся современность в оренбургской драме сосредоточена в комедии Куни «Братишки» и, непонятно, как это можно классифицировать, «Грибном царе» Полякова. Почему так произошло и о чем это свидетельствует?
— С одной стороны, это общая тенденция в стране, ностальгия по недавно прошедшему времени. Посмотрите, какие полные залы собирают разные там «Дискотеки 80-х», а в кино один за другим выходят ремейки старых советских картин. А с другой стороны, будем смотреть правде в глаза, театр посещает, в основном, публика среднего и старшего возраста, которым новая драма вряд ли придется по вкусу. Поэтому мы как бы выполняем негласный «социальный заказ» на постановки, которые греют душу этих людей.
Думаю, что когда у нас в театре появится малая сцена, то можно будет поэкспериментировать с новой драмой. Ведь это в большей своей части литература жесткая, даже жестокая. На этих спектаклях не отдохнешь, не расслабишься. А наш зритель привык в театре отдыхать, и вовсе не обязательно, что это комедия, пусть будет мелодрама, но она должна радовать зрителя. В европейских театрах, да и у нас в столицах довольно много идет провокационных спектаклей, но не будем сравнивать число театральных зрителей в Москве или Париже с ними же в Оренбурге. Так что все логично.
— Вернемся к премьере. Алехандро Касона – известный драматург. Его пьесы с большим успехом идут в российских театрах. Главный же, его хит – «Деревья умирают стоя». Никогда не забуду, как там играла главную роль Бабушки великая Фаина Раневская много лет назад в театре им. Пушкина. Ныне в этой роли блистают Инна Чурикова в Москве и Татьяна Пилецкая в Питере. Но ты выбрал пьесу менее известную, хотя тоже имеющую интересную сценическую судьбу. Почему?
— Эта пьеса давным-давно шла в Оренбургском драмтеатре, мне рассказывал об этом Александр Иванович Папыкин, и, как говорят, был успех. Но сейчас я увидел в ней не только мелодраму, но и постарался прочесть ряд социальных аспектов. Сначала-то я решил, что это будет спектакль о любви и даже решил назвать постановку «Невероятная история любви», но чем дальше я постигал материал, то понял, что любовь, конечно, важна, но все-таки главным стало противостояние человека, воспитанного в условиях девственной природы и той среды, где он оказался по воле судьбы. Он никогда не знал, что в мире существуют предательство, ложь, подлость, и вот теперь увидел их «во всей красе». Но любовь, как была, так и остается главной движущей силой драматургии. Без этого – никак. Так же, как и без злодея, который противостоит главному герою. Но, в результате, терпит крах.
— Я вот сейчас посмотрела довольно большой фрагмент первого акта, и сделала вывод, что там много текста и мало динамики. Не заскучает ли зритель?
— Мы сейчас находимся еще в стадии репетиций, что-то будет изменяться, сокращаться или добавляться. Нет, зрители скучать не должны, ведь главное там – развитие характера героя, а оно протекает очень динамично.
— Сейчас очень модно актуализировать старые пьесы, переносить действие в современность, вводить новые реалии. Не было такого соблазна?
— С этой пьесой – нет. Она хороша, как есть. А вот сейчас я со студентами репетирую известную комедию «За двумя зайцами», так вот там все происходить в наши дни. Ведь тема её ничуть не устарела.
— В главной роли два совсем молодых актера Данила Сайфулин и Дмитрий Татаринцев. Таких больших ролей у них еще не было. Как справляются?
— Я по себе знаю, когда совсем неопытным артистом я сыграл две главные роли в спектаклях «А зори здесь тихие» и «Между чашей и губами». Помню, как мне было тяжело. Но справился же! Значит и они должны – талантливые ведь ребята. Тем более, что рядом с ними на сцене будут наши ведущие мастера – Надежда Величко. Зинаида Карпович, Юрий Труба, Владимир Бухаров, и, конечно же Александр Иванович Папыкин, без которого уже невозможно представить себе сегодняшний репертуар. Ребята постоянно в поиске, смотрят репетиции друг у друга, впитывают в себя что-то новое. Им интересно.
— Спектакль очень интересно оформлен. Это очередная художественная идея Тана Еникеева?
— Мне не хотелось бы сейчас говорить об оформлении, пусть это будет сюрпризом для зрителей. У меня красной нитью проходит тема Аделаиды, матери героя, это будет важным моментом постановки.
— Сразу захотелось послушать песню Бориса Гребеньщикова «Аделаида». Там ведь тоже про таинственную звезду.
— Почему нет, хоть это из «совсем другой оперы», но не повредит. Я хочу еще добавить, что хоть спектакль выйдет незадолго до нового года, это совсем не новогодняя сказка или комедия. Хотя, с другой стороны – и сказка, и комедия. Приглашаю оренбуржцев в холодные декабрьские вечера прийти в театр, чтобы согреться его теплом и добротой
Премьерные спектакли пьесы «Дикарь»( 12+) состоятся 1, 2 и 8 декабря.