Помощь на расстоянии. Что такое телемедицина и как она лечит?

По федеральному закону о телемедицине, который вступил в силу с этого года, пациенты поликлиник могут рассчитывать на любопытную новинку: дистанционную консультацию у участкового терапевта. Что это такое и где этим уже можно воспользоваться?

Первыми идут частники

Дистанционная консультация у лечащего врача – это лишь часть телемедицины, с которой мы сталкиваемся уже давно. Терминалы для самозаписи и колл-центры, консультирование больных туберкулёзом посредством веб-камеры и специальной компьютерной программы, когда отпадает необходимость гонять пациентов из отдалённых сёл или городов в областной диспансер – это тоже телемедицина.

На расстоянии консультируются сельские хирурги в реанимации с коллегами из Оренбурга. Так называемый «звонок другу» делают врачи других специальностей по экстренным случаям. До кабинетов участковых врачей российских городов и сёл телемедицина пока не дошла. Дистанционные консультации врачей первичного звена начали предлагать только в частных клиниках, причём, больших городов-миллионников.

Онлайн-беседа происходит тогда, когда первый очный визит к врачу уже состоялся. Всё-таки, по телефону невозможно измерить больному давление, температуру, проверить горло, пощупать живот. И, как шутят сами врачи, с гинекологической проблемой дистанционная консультация тоже будет несколько затруднительна. А от внимательного осмотра зависит и правильность диагноза, и грамотное назначение лечения.

По такому же принципу в скором времени будут общаться с пациентами и терапевты государственных клиник. В каких-то случаях, когда состояние больного ухудшилось или присоединились новые болезненные признаки, второй визит к врачу тоже необходимо делать очно: а вдруг пропустишь осложнение?

Темы для разговора во время дистанционного консультирования остаются всегда. Спрашивают о том, как лечить простуду, лёгкие спортивные травмы, уточняют дозировку уже выписанного лекарства, узнают о результатах сданных анализов, советуются по поводу домашних физиопроцедур.

Важно отметить, что на такую онлайн-консультацию нельзя будет попасть в любой момент, как только захотелось, по принципу обращения к собеседнику в социальных сетях.

Для онлайн-консультации тоже придётся записываться. Для терапевта эти видеоразговоры окажутся не дополнительной нагрузкой, а оплачиваемым видом работы.

Для пациента останется та же схема, что и сейчас, по полисам медицинского страхования.

Желающие имеются

В США и Европе дистанционная консультация лечащего врача давно стала частью медицинского бизнеса. Фантастическая пока для нас реальность хорошо распространена, например, в Японии.

Там обычным людям предлагают оборудовать туалетную комнату в квартире так, чтобы можно было сдать анализы и посредством портативных медицинских приборов, которые входят в состав цифрового модуля, отправить к доктору. Во время аудио- или видеосвязи врач суммирует полученные данные и консультирует.

Все мы понимаем, что в Россию такие чудеса придут не скоро. Это знают и в Европе. Поэтому частный медицинский бизнес Германии активно проникает на российский рынок. Предлагают загрузить на соответствующий сайт всю необходимую информацию о своей болезни (анализы, снимки) и в течение 48 часов получить ответ на русском языке.

Одна такая видеосвязь с врачом стоит в среднем 40 долларов. Из них 30 получает непосредственно врач, остальное — его клиника. Врачи не только диагностируют болезнь, но и выписывают электронный рецепт на лекарство.

Пользователь может заранее по компьютерной программе выбрать аптеку, где его будет ждать необходимый препарат. Желающие лечиться по интернету у реальных европейских врачей имеются и, причём, в достаточном количестве.

Чудеса и обыденность

Даже не верится в то, что всё это придёт в наши поликлиники. Но это будет. Закон принят. Безудержное развитие информационных технологий сыграет решающую роль в его реализации.

При достаточно низких ценах на смартфоны и планшеты дистанционная консультация станет вполне реальной для прикреплённого к поликлиникам населения.

В определённый момент вместо специальных приставок к компьютеру появится один-единственный мобильный телефон с множеством медицинских приложений.

Что же мешает начать консультирование в поликлиниках с помощью обычных веб-камер? Их просто пока нет в кабинетах терапевтов. Соответственно, нет и у пациентов. Пока веб-камеры стоят только в регистратурах и кабинетах заведующих. И находятся они там вовсе не для помощи пациентам. А для того, чтобы припугнуть лишний раз посетителей, агрессивно реагирующих на некоторые ситуации, происходящие с ними в лечебном учреждении.

Ещё одна причина задержки – отлаживание защищённых каналов связи для передачи персональных данных с сохранением врачебной тайны.

И, наконец, отсутствие подзаконных актов федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения» тоже тормозит процесс.

P.S.

По расчетам российского института экономики здравоохранения, каждый вложенный рубль в медицину позволяет сохранить от 2 до 12 рублей в других сферах экономики. Дистанционные консультации внесут свою лепту в выявление и лечение болезней на ранней стадии. Это, соответственно, разгрузит стационары, уменьшит расходы из бюджета на лечение тяжелобольных.

Дистанционное консультирование у своего лечащего врача несёт в себе не только удобство и экономию времени пациента, что, кстати, отлично вписывается в задачу национального проекта «Бережливая поликлиника», но и уменьшает очереди возле кабинетов терапевтов. Это уже немало.

Как в России

Российские инвесторы вложили 5,5 миллионов долларов в сервис, на базе которого запущена бета-версия онлайн-консультаций с врачами. Стоимость виртуального приёма —  499 рублей.

Как за рубежом

Телемедицинская ассоциация в США подсчитала, что новый проект позволил сократить количество очных медицинских консультации на 70 процентов, а госпитализация больных снизилась на 22 процента. Сэкономленные денежные средства перераспределяются на другие направления, в частности, на борьбу с хроническими возрастными заболеваниями.

Компетентно

Галина Зольникова, министр здравоохранения Оренбургской области:

— Веб-камеры есть во всех лечебных заведениях области. Для того, чтобы они использовались в полную силу, нужна высокая скорость интернета. На решение этой проблемы из федерального бюджета выделается 2 миллиарда рублей.

Юлия Варенникова, руководитель ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»:

— Запись на дистанционную консультацию будет открыт через портал Госуслуг в течении года. График рабочего времени врача первичного звена составят с учётом дистанционных консультаций.

 По федеральной программе поставщики связи проводят оптоволокно к каждой врачебной амбулатории и обеспечивают доступ к широкополосному интернету. Там, где скорость интернета низкая, проводится работа по модернизации существующих каналов.

В перспективе в лечебных учреждениях Оренбуржья, как и по стране в целом, откажутся от бумажных носителей больничных листов. По сути дела, на руках у пациента будет только номер больничного листа. И, конечно, все данные по больничным листам будут храниться в электронной медицинской карте. Внутриведомственный документооборот ускорится, уменьшится количество ошибок в силу исключения человеческого фактора.

На портале Госуслуг в личном кабинете появился новый раздел «Моё здоровье». С этого года многие жители Оренбургской области смогли увидеть содержимое своей электронной медицинской карты с записью посещений врачей, результатами анализов, постановкой диагнозов.

В эту карту будут вноситься данные из всех государственных поликлиник, больниц и диспансеров, куда обращался пациент. Данные предполагается передавать и на федеральный уровень.

Цель нововведения – обеспечение принципа экстерриториального обслуживания. К примеру, житель Орска отправился в командировку в Самару, где обратился за медицинской помощью. Из самарской больницы, где ему оказывается помощь, строго по регламенту по защищённым каналам связи смогут просмотреть его электронную карту: хронические заболевания, результаты недавно проведённых обследований.

Тем самым, лечебный процесс становится более эффективным.

Из Статьи № 36 федерального закона о телемедицине:

«Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях: профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации)».