Помощь на расстоянии. Что такое телемедицина и как она лечит?
По федеральному закону о телемедицине, который вступил в силу с этого года, пациенты поликлиник могут рассчитывать на любопытную новинку: дистанционную консультацию у участкового терапевта. Что это такое и где этим уже можно воспользоваться?
Первыми идут частники
Дистанционная консультация у лечащего врача – это лишь часть телемедицины, с которой мы сталкиваемся уже давно. Терминалы для самозаписи и колл-центры, консультирование больных туберкулёзом посредством веб-камеры и специальной компьютерной программы, когда отпадает необходимость гонять пациентов из отдалённых сёл или городов в областной диспансер – это тоже телемедицина.
На расстоянии консультируются сельские хирурги в реанимации с коллегами из Оренбурга. Так называемый «звонок другу» делают врачи других специальностей по экстренным случаям. До кабинетов участковых врачей российских городов и сёл телемедицина пока не дошла. Дистанционные консультации врачей первичного звена начали предлагать только в частных клиниках, причём, больших городов-миллионников.
Онлайн-беседа происходит тогда, когда первый очный визит к врачу уже состоялся. Всё-таки, по телефону невозможно измерить больному давление, температуру, проверить горло, пощупать живот. И, как шутят сами врачи, с гинекологической проблемой дистанционная консультация тоже будет несколько затруднительна. А от внимательного осмотра зависит и правильность диагноза, и грамотное назначение лечения.
По такому же принципу в скором времени будут общаться с пациентами и терапевты государственных клиник. В каких-то случаях, когда состояние больного ухудшилось или присоединились новые болезненные признаки, второй визит к врачу тоже необходимо делать очно: а вдруг пропустишь осложнение?
Темы для разговора во время дистанционного консультирования остаются всегда. Спрашивают о том, как лечить простуду, лёгкие спортивные травмы, уточняют дозировку уже выписанного лекарства, узнают о результатах сданных анализов, советуются по поводу домашних физиопроцедур.
Важно отметить, что на такую онлайн-консультацию нельзя будет попасть в любой момент, как только захотелось, по принципу обращения к собеседнику в социальных сетях.
Для онлайн-консультации тоже придётся записываться. Для терапевта эти видеоразговоры окажутся не дополнительной нагрузкой, а оплачиваемым видом работы.
Для пациента останется та же схема, что и сейчас, по полисам медицинского страхования.
Желающие имеются
В США и Европе дистанционная консультация лечащего врача давно стала частью медицинского бизнеса. Фантастическая пока для нас реальность хорошо распространена, например, в Японии.
Там обычным людям предлагают оборудовать туалетную комнату в квартире так, чтобы можно было сдать анализы и посредством портативных медицинских приборов, которые входят в состав цифрового модуля, отправить к доктору. Во время аудио- или видеосвязи врач суммирует полученные данные и консультирует.
Все мы понимаем, что в Россию такие чудеса придут не скоро. Это знают и в Европе. Поэтому частный медицинский бизнес Германии активно проникает на российский рынок. Предлагают загрузить на соответствующий сайт всю необходимую информацию о своей болезни (анализы, снимки) и в течение 48 часов получить ответ на русском языке.
Одна такая видеосвязь с врачом стоит в среднем 40 долларов. Из них 30 получает непосредственно врач, остальное — его клиника. Врачи не только диагностируют болезнь, но и выписывают электронный рецепт на лекарство.
Пользователь может заранее по компьютерной программе выбрать аптеку, где его будет ждать необходимый препарат. Желающие лечиться по интернету у реальных европейских врачей имеются и, причём, в достаточном количестве.
Чудеса и обыденность
Даже не верится в то, что всё это придёт в наши поликлиники. Но это будет. Закон принят. Безудержное развитие информационных технологий сыграет решающую роль в его реализации.
При достаточно низких ценах на смартфоны и планшеты дистанционная консультация станет вполне реальной для прикреплённого к поликлиникам населения.
В определённый момент вместо специальных приставок к компьютеру появится один-единственный мобильный телефон с множеством медицинских приложений.
Что же мешает начать консультирование в поликлиниках с помощью обычных веб-камер? Их просто пока нет в кабинетах терапевтов. Соответственно, нет и у пациентов. Пока веб-камеры стоят только в регистратурах и кабинетах заведующих. И находятся они там вовсе не для помощи пациентам. А для того, чтобы припугнуть лишний раз посетителей, агрессивно реагирующих на некоторые ситуации, происходящие с ними в лечебном учреждении.
Ещё одна причина задержки – отлаживание защищённых каналов связи для передачи персональных данных с сохранением врачебной тайны.
И, наконец, отсутствие подзаконных актов федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения» тоже тормозит процесс.
P.S.
По расчетам российского института экономики здравоохранения, каждый вложенный рубль в медицину позволяет сохранить от 2 до 12 рублей в других сферах экономики. Дистанционные консультации внесут свою лепту в выявление и лечение болезней на ранней стадии. Это, соответственно, разгрузит стационары, уменьшит расходы из бюджета на лечение тяжелобольных.
Дистанционное консультирование у своего лечащего врача несёт в себе не только удобство и экономию времени пациента, что, кстати, отлично вписывается в задачу национального проекта «Бережливая поликлиника», но и уменьшает очереди возле кабинетов терапевтов. Это уже немало.
Как в России
Российские инвесторы вложили 5,5 миллионов долларов в сервис, на базе которого запущена бета-версия онлайн-консультаций с врачами. Стоимость виртуального приёма — 499 рублей.
Как за рубежом
Телемедицинская ассоциация в США подсчитала, что новый проект позволил сократить количество очных медицинских консультации на 70 процентов, а госпитализация больных снизилась на 22 процента. Сэкономленные денежные средства перераспределяются на другие направления, в частности, на борьбу с хроническими возрастными заболеваниями.
Компетентно
Галина Зольникова, министр здравоохранения Оренбургской области:
— Веб-камеры есть во всех лечебных заведениях области. Для того, чтобы они использовались в полную силу, нужна высокая скорость интернета. На решение этой проблемы из федерального бюджета выделается 2 миллиарда рублей.
Юлия Варенникова, руководитель ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»:
— Запись на дистанционную консультацию будет открыт через портал Госуслуг в течении года. График рабочего времени врача первичного звена составят с учётом дистанционных консультаций.
По федеральной программе поставщики связи проводят оптоволокно к каждой врачебной амбулатории и обеспечивают доступ к широкополосному интернету. Там, где скорость интернета низкая, проводится работа по модернизации существующих каналов.
В перспективе в лечебных учреждениях Оренбуржья, как и по стране в целом, откажутся от бумажных носителей больничных листов. По сути дела, на руках у пациента будет только номер больничного листа. И, конечно, все данные по больничным листам будут храниться в электронной медицинской карте. Внутриведомственный документооборот ускорится, уменьшится количество ошибок в силу исключения человеческого фактора.
На портале Госуслуг в личном кабинете появился новый раздел «Моё здоровье». С этого года многие жители Оренбургской области смогли увидеть содержимое своей электронной медицинской карты с записью посещений врачей, результатами анализов, постановкой диагнозов.
В эту карту будут вноситься данные из всех государственных поликлиник, больниц и диспансеров, куда обращался пациент. Данные предполагается передавать и на федеральный уровень.
Цель нововведения – обеспечение принципа экстерриториального обслуживания. К примеру, житель Орска отправился в командировку в Самару, где обратился за медицинской помощью. Из самарской больницы, где ему оказывается помощь, строго по регламенту по защищённым каналам связи смогут просмотреть его электронную карту: хронические заболевания, результаты недавно проведённых обследований.
Тем самым, лечебный процесс становится более эффективным.
Из Статьи № 36 федерального закона о телемедицине:
«Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях: профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации)».