Ценный кадр: одно фото – девять фотографов

В День фотографа региональное информационное агентство публикует редкие кадры оренбургских профессионалов. Все они много лет посвятили работе с фотографией, их имена знают и любят в Оренбурге и далеко за его пределами.

В свой профессиональный праздник фотографы рассказывают о том, что запомнилось, не оставило равнодушным, либо стало эмоциональным потрясением.  Ценные кадры с историей оренбургских мастеров фотографического дела  — в фотогалерее RIA56.

Олег Грачев, Соль-Илецк

 — Пурпурный закат в Голубой лагуне. Снимок сделан в феврале 2014 года в знаменитом геотермальном комплексе «Голубая лагуна» в Исландии. Несмотря на минусовую температуру воздуха, мы плескались там часа четыре (вода+40). Фотоаппарат всё время был со мной. Кадр сделан в тот самый «решающий момент», когда всё сложилось идеально: пурпурные отблески заката, испарения переходящие в облака, и девчонки вплывшие по диагонали в кадр.

 Валерий Гуньков, Оренбург

 — Снимок, сделанный в 1991 году, на мой взгляд, наиболее точно отражает то грандиозное событие, которое произошло в конце XX века, – крушение СССР. По крайней мере, для Оренбургской области. Четверо ребят деловито снимают вывеску.  Верхний, на лестнице, преподаватель курса марксизма-ленинизма в тогда ещё Оренбургском политехе Юрий Шлемович Стрелец. Ему помогают художник газеты «Оренбургские ведомости» Михаил Ульянов, далее – депутат горсовета и крайний справа – журналист газеты «Ведомости» Кудрат Байчибаев. Каждый из них переполнен грандиозностью выполняемой задачи, широтой и масштабностью открывающихся горизонтов. Весело, с прибаутками пронесли мимо жертв 4 апреля 1918 года и бережно поставили в кабинете у Польщикова, тогдашнего председателя горсовета.   

                               

Татьяна Садыкова, Оренбург

 — Самые любимые для нас  — это съёмки грудных младенцев. Это то, что приносит нам ощущение счастья от работы. Они все очень разные, некоторые характерные уже с рождения, кто-то наоборот очень податлив. Но это и здорово. Все они сладко пахнут!

Сергей Медведев, Оренбург

— Когда приезжаешь в поселок-деревню сразу чувствуется совершенно другой темп жизни, равный не скорости автомобильного потока, а скорости плывущих облаков или идущего к ним дыма от костра. Тут другое время. Снято в селе Погромное Тоцкого района Оренбургской области.

Борис Ярцев, Оренбург

— Фото было сделано в Долгих горах Беляевского района Оренбургской области. Если сформулировать четко ответ, почему именно оно, то – «Чем больше познаёшь людей, тем больше нравятся … сурчихи». Именно так.

Екатерина Филимонова, Оренбург

 — Этот пейзаж абсолютно незамысловат и прост. Но именно этим мне он и близок. Очень люблю Балтийское море. Повидалась я с ним впервые, когда пребыла одна в город Таллин в сложный для себя момент. И вот настолько все совпало в эти дни, все решилось, взгляды расширись и ничего так не передает того состояния покоя как это фото, сделанное в тот день. Бродский очень точно писал об этом :

Мне жаль, что тебя не застал летний ливень

В июльскую ночь, на балтийском заливе

Не видела ты волшебства этих линий —

Волна, до которой приятно коснуться руками,

Песок, на котором рассыпаны камни

Пейзаж, не меняющийся здесь веками….

Денис Насаев, Оренбург

 — Наверное, все мы хотим вернуться в детство. Хотя бы на чуть-чуть. В детстве пахнет бабушкиными блинами, теплой рекой и луговой травой. И всё так чисто, и просто, и небо синее и высокое, и мир вокруг — интересный и необъятный! Жаль, что многие из нас навсегда забыли дорогу в эту прекрасную страну…

                           

Лариса Терентьева, Оренбург

— Фотография сделана в городской администрации около двух лет назад во время концерта, посвященного многодетным семьям. Дорога она мне именно потому, что здесь дети продемонстрировали уникальную точность и красоту. Такую синхронность я редко встречаю в жизни и уж тем более на фотографии  — это редкий воздушный полет.

Олег Рукавицын, Оренбург

 — В первый раз я вылетел в Чечню во время «первой кампании» с военного аэродрома в Оренбурге на проверенном «ИЛ-76»с гуманитарным грузом для воинских частей. Продукты, дизельные генераторы и… бойцы, которых мы подобрали в Тоцком. Кажется, мне было 23, и я думал, что прилетев на войну, сразу смогу что-то понять, в чём-то разобраться, ехал только по своему желанию — никто не неволил. Маме наврал, что уезжаю в тюльганскую Ташлу снимать пейзажи.

Стояли глухие девяностые, зарплату выдавали частями, командировочных часто не было вовсе, как и в моём случае. Хорошо помню реакцию двух коллег из армейской прессы: «Парень, ну мы-то понятно, у нас приказ, нам деваться не куда, а ты-то куда? Слезай в Тоцком и дуй домой!». Выгрузились в Моздоке, где из событий только слухи в «баре для прессы», что в гостинице. А бойцы должны были двигаться дальше, в штаб группировки, в Ханкалу. Душой я понимал, мне надо с ними, разум вопил: «Олег, лётчики улетят обратно в Оренбург! Денег у тебя нет!!! Останься, сними выгрузку и вали отседова!» Спрашиваю у пилотов : «Когда домой?». «Завтра», ответили они, устало улыбаясь. 

Разумеется, я поехал в Ханкалу, снимая «всё, что движется», а потом под Ведено, в ущелье, где наша артиллерия обрабатывала горы «по квадратам». Чёрно-белая плёнка, механический «Пентакс К-1000» без автофокуса, с ручным взводом затвора, без точного экспозамера, но надёжный, как Калашников. Картинка шла слабая, времени было мало, и большая его часть уходила на дорогу. Третья холодная ночь (зима на Северном Кавказе премерзкая), палатка, интервью, спирт. Утром растолкал старлей: «Просыпайся, вертушка из Моздока прилетела, сейчас обратно, а то надолго тут зависнешь, не выберешься». Хватаю кофр, прыгаю в «МИ-26» и лечу вместе с раненными. Именно там я и сделал этот кадр. Бойцу голову посекло осколками. Мина, наверное. Лечу и думаю: «А чего ты, Олег, торопишься, почти трое суток прошло, твой борт давно улетел». Приземлился, увидел «свой» ИЛ-76 и лётчиков, не спеша идущих к нему. Погоды нет. А Бог есть… Взлёт разрешили через 40 минут после моего «приезда».

«Эмоциональная связь со снимком», говорите? Полная. После выхода снимка в газете в редакцию позвонили. Мать признала в бойце своего сына, пропавшего без вести. Спрашивала, где и когда я видел его в последний раз. Я, конечно, ответил, но больше ничего не мог для неё сделать, находясь у себя в фотолаборатории в мирном Орене.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

День фотографа: Луи Дагер и Святая Вероника

История одного снимка: как участник парада Победы из Оренбуржья попал в журнал «Огонёк»