Игорь Растеряев: Что бы ты ни загнал в гармошку, все получается про русскую дорогу
Сегодня, 24 марта, в Оренбурге выступит Игорь Растеряев. Исполнитель песен "Комбайнеры", "Русская дорога" и "Георгиевская ленточка" даст концерт в ДК "Россия". Это первый визит Растеряева в Оренбург. Накануне музыкант дал пресс-конференцию в Оренбурге, где рассказал об основных этапах своего творчества, вспомнил первые шаги на "большой" сцене и объяснил, почему для исполнения собственных песен он выбрал именно гармошку.
Про книгу
На пресс-конференцию "главный по комбайнерам" Игорь Растеряев принес диск с последним альбомом и книгу графики с короткими рассказами "Волгоградские лица". С нее и начался разговор.
— Это моя самая первая книжка, пока что она и последняя. Она нарисована еще в 1999 и посвящена Лехе Ляхову, который снял первый ролик про комбайнеров и снимает все последующие видео. В России книжка еще где-то в 2012 году была издана. До этого в 2004 издавалась в Германии. Это было задолго до всех песен. Короткие рассказики и рисунки гелевой ручкой. Такой альбом графики. Я считаю, с этой книжки и пошел крен в творчество, в волгоградско-донскую, патриотичную сторону.
Изначально книжка рисовалась в стол и не от хорошей жизни. В 19 лет, когда я учился на третьем курсе института, меня собирались оттуда выгонять. И чтобы бороться с депрессией, я стал рисовать то, что я знал. И нарисовал такую книжку. Она лежала в столе некоторое время, пока мой друг, который в Германии учится в полиграфическом институте, не предложил ее издать, как дипломный проект немецких студентов.
Студенты сделали шикарную книжку, дизайн был совершенно другой. Меня позвали на презентацию. Я туда заявился во всей красе, с гармошкой, в кепке, в кожаной куртке: то есть создал максимальное представление о России-матушке, ходил с баяном по Кенигштрассе. С собой у меня были фотографии товарищей, которыя являются прототипами героев книжки. На немцев это произвело ошеломляющее впечатлеие. Они смотрели, как парни из тазиков едят селедку под шубой, одетые, в шапке. "А почему они не раздеваются?" — спрашивают. Я говорю: "Понимаешь, если он разденется, он потом уже не оденется" (Растеряев показывает характерный "алкогольный" щелчок по горлу).
Они дальше перелистывают, что-то шепчут между собой, спрашиваю у кореша, чего говорят. Он переводит: "Понятно, кто нам под сталинградом танки жег". Не обошлось и без трогательных нот, потому что дядька, который печатал книгу на презентации перебрал пивка и говорит: "Извини, дружище, мой дед из Гамбурга под Москвой воевал. Руки, ноги там заморозил и только этим спасся". Я говорю: "Ничего, мой дед тоже по Берлину не холостыми стрелял". Ну, и так далее.
Про начало творческого пути
— Рисовать я стал еще с детства. Еще в детском саду дергали родителей, говорили: "У вас какой-то ненормальный мальчик. Все дети рисуют елочку, зайчика, ежа, а ваш постоянно какого-то упыря летающего с ножом, а рядом отрубленные головы". Родители, значит, к детскому психотерапевту, он мне по коленкам молотком резиновым постучал, пообщался со мной и выяснилось, что это Питер Пэн и Колобок. То есть я отображал, что мне было дорого уже тогда.
А песни стали писаться очень поздно, лет в 27. Музыка, наверное, это самое не свойственное мне из того, что есть. То, что в итоге получило более или менее широкую огласку, — мои песни — этого, как говорится, ничто не предвещало. Всегда были рисунки и попытки писать какие-то рассказы.
Про освоение гармошки
— Сложно сказать, что научился. Первый раз в руки взял в 18 лет. Потому что попал в театральный институт. У нас было много инструментов, в том числе и гармошка. Она мне понравилась так. Тем более мои однокурсники на ней играли. Но я не могу сказать, что я сразу научился играть на гармошке. Я разучил песню ДДТ "Просвистела", песню "Короля и Шута" "Лесник", то есть то, что мне нравилось, что мне было интересно. Через год разучил песню ЧИЖа "Ой да конь мой вороной". Лет 5-6 я умел на гармошке играть только правой рукой песни три-четыре. Не было никогда задачи учиться играть, все просто по приколу было. Я больше на гитаре играл всегда.
Потом получилось, что больше в сторону гармошки пошел. Она богаче и больше раскрывает настроение. По крайней мере на любительском уровне, как я играю.
Потом написались три матерные песни для дорузей. Затем песня "Комбайнеры". Она была пограничная: с одной стороны она выходила за рамки дружеской, внезапно оказалась шире по обращению. И почему-то она была без ненормативной лексики практически.
А играть я научился, когда мне сказали сделать первый концерт. Тогда пришлось просто. Хотя до сих пор я на гармошке могу играть свои песни и песни, на которых учился. Если мне дать сыграть что-то новое, вряд ли я смогу. И уж точно с нот не сыграю, потому что я их не знаю.
Про аудиторию
— Есть три типа людей, которых я вижу на концертах. Первая категория — от 5 до 10 лет. Вторая — пернсионеры. И самая многочисленная — брутальные мужчины от 29 до 45-50. То есть такие правильные, рабочих профессий. А женщин немного. Хотя помню один раз пришло много девушек, а потом мне сказали, что в этот день какой-то матч по футболу был.
Про музыкальные вкусы
Можно сказать, что я меломан. Есть, конечно, музыка, на которой я вырос — это ДДТ и весь русский рок. С другой стороны очень сильный отпечаток, как и на любого современного человека, попса наложила. Потому что все лучшие воспоминания летних вечеров, прогулок, дискотек, это все ассоциировано с попсой. Чем старше становлсь, тем мне эти мелодии милее. Казачьи песни сильно повлияли, потому что на хуторе Субботин записывал я бабушек на магнитофон, казачий фольклор. Очень тяжелое дело потом разучивать эти песни. Современное ухо очень заточено под какие-то ритмы, долбежку, квадраты, размеры. Там нет никаких размеров. Подыграть настоящую казачью песню на каком-либо инструменте это не реально, если только она не стилизована или если это не какая-то специальная песня вроде "Ой то не вечер". А настоящая казачья песня она по ритму как кардиограмма.
Про мультик
— Основное поле у нас общения с людьми — это наш канал на ютубе, поэтому все изменения в нашем творчестве в основном клиповые. Начинали мы снимать на мобилку. Потом уже после песни "Звонарь" это дело перестало работать почему-то. Мы тогда стали снимать на фотоаппарат. Пошли уже клиповые моменты. Потом написалась песня "Ермак", и я сразу понял, что это никак не снять на видео. Просто если меня снимать, мы попробовали, но даже я этого не вынес. Наряжать кого-то Ермаком — это как-то тоже не концептуально было, поэтому я понял, что это мультипликационная история. Нарисован был мультик в кратчайшие сроки, все сам в ручную рисовал, эти панорамы степные, этих персонажей. А мультипликаторы из Москвы уже это дело анимировали.
Про вдохновение
— Вдохновение приходит из мелодий. Мелодия всегда первична, потом она подтаскивает за собой темы и стихи. Такой интересный получается процесс: мелодия рождается в голове, притом рождается она на какую-то бытовую, не имеющую ничего общего с патриотизмом тематику. Были какие-то бытовые вещи типа когда я ехал, "бомбил" на своей машине, меня подрезали "бомбилы" и отбирали "бомбятину". И чтобы себя развеселить, я нараспев ругал этих людей, себя как-то приободрял. Потом эта мелодия была загнана в гармошку. И вот тут получается интересная перетурбация, потому что, что бы ты не загнал в гармошку, в итоге все получается про русскую дорогу, потому что сам по себе такой инструмент. В итоге гармошка сильно тему диктует. Поэтому тут только слушай, лови, что она тебе диктует.
Про георгиевскую ленточку
Одна из самых знаменитых песен Игоря Растеряева — "Георгиевская ленточка". В ней есть строки "Сегодня эту ленточку носить на сумке можно, можно в виде брошки, но я прекрасно помню и без лент, как бабка не выбрасывала крошки". Вот и спросили журналисты, носит ли сам музыкант георгиевскую ленточку.
— Не ношу. Не могу сказать, что я осуждаю тех, кто ее носит. Может быть для людей это какой-то способ самовыражения, единения со своими предками. Может быть они это так выражают. Сам я ее не ношу, потому что считаю, что это символ и ее надо заслужить. Потому что ленточки просто так не вешали никогда.
Про олимпиаду.
Из последних событий больше всего мне понравилась Олимпиада. Я никогда не рассматривал себя, как спортсмена, хотя с Олимпиадой я связан хотя бы потому, что родился в 80-м году. И недавно нашел письмо своей матери, которая писала отцу из роддома: "Вчера закончилась олимпиада, которую я так и не посмотрела". Получается, из-за меня. Поэтому у меня сакральное отношение к Олимпийским играм. Мне очень понравились наши фигуристы. Хотя я не могу смотреть, как они выступают, потому что когда они падают, мне кажется, это я упал. Лыжники понравились. В общем, гордость за страну.
Про Нашествие.
— Когда мы приехали туда, у нас был шок. Перед нами еще выступала группа "Кукрыниксы" — такие рокеры, с басухами, с барабанами. Мы туда приехали с Лехой Ляховым, и он высовывается, смотрит, огромное поле народу. С одной стороны ему понравилось, потому что он увидел очень много флагов на удочках. А леха рыбак. Он когда удочку видит, начинает радоваться инстинктивно. И он так улыбнулся сначала, а потом говорит: "Кореш, нас подставили, куда мы тут с гармошкой".
— Но потом ничего, вышел, сыграл, мне понравилось, звук такой мощный был, хорошо подзвучили гармошку.
Про песни
— Сейчас от патриотичекой тематики песни как-то внутрь заныривают. Видимо, кризис среднего возраста подкатил, потому что песня "Ходики" была закончена именно в день 33-летия. Туда же песня безрукавочка относится. В этих песнях нет "Эх, ребята, давайте кому-то железякой в голову!" В них я какие-то вопросы пытаюсь себе задавать. Даже в песне Дядя Вова Слышкин. Она такая веселая, но даже в этой веселой диалоговой песне проскальзывает нечто такое, после чего мои друзья с Раковки позвонили и сказали: "Братух, мож тебе помочь чем?"
— Кстати, с записью песни были свои сложности. Мы специально поехали в деревню, чтобы записать Дядю Вову Слышкина. А чтобы его записать, надо было соблюдать четкий "допенговый" контроль. Потому что чуть меньше — не поет. Чуть больше — не выговаривает слова. Но в итоге спел, а на следующее утро и в клипе снялся.
Про гармошку
— Если бы я на гитаре играл, не получилось бы то же самое. Я считаю, что гармошка не подыгрывает мне, я считаю, что мы с ней вместе все делаем, мы равноправны. А если касается тем песен, то тут вообще я слушаюсь гармошку. Я уже прислуживаю ей, получается, потому что она указывает, про что писать, про что петь. Главное услышать.
А чтобы я взял барабаны, концертину или клавесин, такого пока нет. Но я это дело не отвергаю, если понадобится, почему нет? Пока есть желание больше текста донести, а текст лучше воспринимается без каких-то инструментальных наворотов.
А еще достучаться до слушателя можно, только если человек рассказывает о том, что ему дорого, что он сам пережил, о том, что он знает.