В поисках камнереза Татаурова: удивительная шкатулка в коллекции орского музея

В краеведческом музее Орска Оренбургской области есть удивительная шкатулка из орской яшмы – единственное произведение местных мастеров 1940-х годов, дошедшее до нас. Более ранних яшмовых изделий не сохранилось.

Основа ее – дерево с латунью, на которую наклеены тончайшие, в три миллиметра, яшмовые пластины. Крышка изделия состоит из четырех кусков. Шкатулка с виду самая обычная, только куплена Орским музеем в артели имени Сталинской Конституции за приличные по тем временам (а было это в 1949 году) деньги – 1170 рублей.

– Яшмовые пластины в три миллиметра и сегодня считаются самыми оптимальными, – говорит орский камнерез Сергей Буркутбаев. – Сейчас их делать проще на современном оборудовании. 

В Орске постоянно пытались организовать производство яшмовых изделий. Камнерезные мастерские то открывались, то закрывались. Одна из них была на улице Советской, однако из-за некоторых проблем, в том числе отсутствия спецоборудования, работать не могла. Недаром руководитель орской конторы треста «Русские самоцветы» в 1937 году просил городских депутатов рассмотреть вопрос о передаче тресту здания мастерской. У «Самоцветов» и оборудование было, и свои карьеры разрабатывались.

Именно в этой горной конторе трудился какое-то время камнерез с известной екатеринбургской фамилией Татауров. Личное дело Виктора Андреевича сохранилось в орском филиале областного архива. Начато оно 10 сентября 1948 года. Окончено 15 июня 1954-го. Может быть, он и есть автор шкатулки? 

– Был такой камнерез, – отмечает зав. экспозиционным отделом краеведческого музея Елена Нижник. – В одной из брошюр поминается имя камнереза Семена Константиновича Баскова. Может быть, кто-то из них приложил руку к экспонату.

Однако, судя по архивным документам, это был точно не Басков. В июне 1949-го его перевели мастером из переплетного цеха в яшмодельный. И тогда же уволили за прогулы. А вот Татауров… В 17 лет он пришел на гранильную свердловскую фабрику учеником яшмодела. В 1931 году в Орске устроился мастером в яшмодельную мастерскую на Советской. Прошел путь от ученика до начальника камнерезного цеха. Был сортировщиком-приемщиком яшмы в «Русских самоцветах», горнорабочим и даже рабочим на общих работах. Но кем бы ни был, он никогда не изменял своему делу.

– В генах всех Татауровых заложена любовь к камню, – говорит екатеринбургский камнерез Валерий Татауров. – Никогда не слышал о Викторе Андреевиче, но не сомневаюсь, что он – мой дальний родственник. 

Виктор Андреевич известен и тем, что в качестве мозаиста трудился в составе семисот человек над созданием карты «Индустрия социализма», которую мастерили на ленинградском заводе «Русских самоцветов». 

…Перелистываю страницы архивных документов. Вот артель имени Сталинской Конституции. Она состояла из цехов, в том числе штамповочного, в составе которого был цех яшмодельный. Начальником его в мае 1949 года и стал Виктор Татауров.

– Была бы фотография, может быть, и вспомнил бы такого, – вздыхает участник Великой Отечественной войны Борис Петрович Золойко, который в 1946 году возглавлял штамповочный цех рабочей артели. – Главная контора наша располагалась на Советской, а цех – у здания нынешней мечети в Старом городе. Трудились под моим началом 47 человек, большинство были заняты именно в камнерезном цехе. Однако не всегда готовая продукция находила покупателя. Благо хоть музей тогда шкатулку по хорошей цене приобрел. Кое-что с продажи, возможно, перепало и Татаурову, который то на приличном окладе в 690 рублей сидел, когда цех закрывался на ремонт, то работал по сдельной оплате.

«Прошу выдать мне аванс в 200 рублей, – писал он однажды председателю артели им. Сталинской Конституции. – В настоящее время я согласился работать на вывозке гудрона и угля, но для этого требуется купить специальную обувь и одежду, а у меня даже нет на хлеб». Можно предположить, что автором шкатулки был некто другой. Ведь в яшмодельном цехе была не одна бригада. Так, в 1948 году в «Орскую яшму», которая годом позже влилась в артель им. Сталинской Конституции, пришел Василий Павлович Хатов. Его зачислили в бригаду Годлевского. Довольно скоро он стал жаловаться.

«Татауров не хочет, чтобы я освоил камнерезное производство, – докладывал он как-то директору артели. – Я вырезал 60 штук, а заработал 300 рублей. Обточку ступки, которая стоит 12 рублей штука, он производит сам. Мне не дает возможности проводить эту операцию, потому что это выгодно для него. …Прошу призвать к порядку Татаурова… В противном случае прошу уволить меня».

Увольняться Хатов собирался не раз, и лишь в 1952 году ушел-таки из артели. К тому времени, кстати, Виктор Андреевич руководил производством узорных ступок. Они делились на номера. Также из яшмы мастерили кубики и пестики. Тогда уже артель именовалась «Металлист». 

– Такая продукция и сейчас востребована, – поясняет Сергей Буркутбаев. – Для изготовления ступок и пестиков нужна особая яшма, техническая. Как и раньше, делаются эти изделия в основном под заказ из чистого, без примесей, камня, который состоит из кремния и кварца. Такая яшма есть в районе Репина, но уже в меньшем количестве. В те времена она была востребована в химической промышленности, многие лаборатории закупали ступки с пестиками. Считалось высшим шиком подарить кому-то на праздник такую поделку. Вполне вероятно, что все эти изделия гравировались. Номера же им давались, исходя из формы и объема. 

Увы, на единственном изделии, которое сохранилось в музее, номеров и узоров нет. Буркутбаев уверяет, что автором его мог стать не один человек: «Каждый работник камнерезного цеха мог внести свою лепту в работу, хотя большинство из них были поточниками, мастеров же были единицы, каковым слыл Татауров».

– Я могу ошибаться, но именно Виктор Андреевич, возможно был организатором частной камнерезной мастерской при заводе им. Чкалова, – добавляет Сергей. – По крайней мере, однажды я слышал такое…

Справка: Татауров Виктор Андреевич. Родился в 1908 году в Кургане Уральской области. В 1925-м пришел учеником яшмодела на свердловскую фабрику треста «Русские самоцветы». С ноября 1931 – мастер Орской яшмодельной мастерской на ул. Советской. Работал в Орской разведочно-эксплуатационной партии треста «Русские самоцветы» (ул. III Интернационала, 25; этот же адрес значится в досье Татаурова как домашний), затем в артели «Орская яшма» (ул. Куйбышева, 29). Семья: жена и дочь.