Два фестиваля, гастроли и «Саломея»: Оренбургский областной театр кукол открыл 83 сезон
Очередной 83-й театральный сезон в Оренбургском областном театре кукол по традиции открылся ярким шоу для детей и взрослых на площадке перед театром. Соскучившиеся за лето по кукольным героям дети с восторгом приветствовали любимых персонажей, горячо откликались на каждый выход артистов. Сезон открылся сказкой «Три поросенка» для самых маленьких. А о том, как театр будет жить и работать в новом сезоне, RIA56 рассказал художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Вадим Смирнов.
— Не успев открыть сезон, театр сразу отбывает на фестиваль под очень уютным названием «Чаепитие в Мытищах». Что из себя представляет этот театральный смотр, и что покажут там оренбургские кукольники?
— Да, несмотря на такое камерное название, этот фестиваль – большое событие в жизни кукольного искусства. Конечно, зал в театре подмосковного города Мытищи небольшой, но там будут представлены 14 театров из Аргентины, Бразилии, Белоруссии, Вьетнама, Молдавии, Германии, и, конечно, России. Возрастные рамки спектаклей фестиваля включают в себя постановки и для взрослых, и для детей, причем, некоторые из них, дабы обеспечить большую доступность, будут идти в варианте без текста, а только в пластическом воплощении. Это «Остров сокровищ» (Бразилия), «Краски Вьетнама», «Педро и Луна» (Германия), а спектакль из Аргентины будет представлен на двух языках — испанском и английском.
Оренбургский театр покажет в Мытищах уже проверенный временем спектакль «Маленькие трагедии» по произведениям Пушкина. Руководитель театра «Огниво», народный артист России Станислав Железкин хорошо знаком оренбургскому зрителю и по некоторым спектаклям, которые он поставил в нашем театре, и по фестивальным показам «Гостиного двора». Для участия в Мытищенском фестивале нужно пройти строгий отбор, Железкин уже давно – человек-легенда. и не зовет к себе «абы кого», потому что бережет репутацию театра и фестиваля. Значит, уже само участие в нем – признание заслуг в кукольном искусстве. Благодаря этому замечательному человеку несколько лет назад в Центральном доме работников искусств, центре притяжения всех творческих сил Москвы и России, был проведен бенефис ведущей актрисы нашего театра Любови Милохиной. Успех превзошел все ожидания, Оренбургский театр и его актеры запомнились взыскательной публике, а Любовь Олеговна произвела фурор.
— В этом году у театра как бы два открытия сезона: для детей уже состоялось, а для взрослых еще впереди, 23 сентября их ждут «Мертвые души» Гоголя, которые на фестивале «Гостиный двор» получили этакого своеобразного «серебряного льва», приз «За лучшую режиссуру». Как будут развиваться события далее?
— Во-первых, скажу, что получение столь ответственной награды на фестивале «Гостиный двор» ко многому обязывает. Планка наших постановок поднялась высоко: при обсуждении спектакля были высказаны мнения о том, что он получился гармоничным и слаженным. Это большое достижение, мы им гордимся. Но помимо «Мертвых душ» на нашу сцену вернутся уже полюбившиеся зрителям «Сон в летнюю ночь» Шекспира и «Тень» Шварца, которые уходили на «вынужденный» перерыв. Главным же событием в новом сезоне станет постановка нового спектакля выдающегося мастера современного театра – Олега Жюгжды.
— Хотелось бы подробнее осветить этот вопрос, ведь Олег Жюгжда уже дважды произвел шоковое впечатление на оренбургского зрителя своими постановками на «Гостином дворе» — «История Макбета» Шекспира и «Чайка» Чехова. Что будет им предложено в новом сезоне для взрослой аудитории?
— Переговоры у нас велись в течение нескольких лет. Олег Олегович предложил целый список вариантов постановок, но по мере отсеивания, была выбрана «Саломея» Оскара Уайльда.
— Это сильное решение. Не боитесь каких-нибудь протестов православных активистов или других агрессивно настроенных групп?
— Не думаю, ведь эта пьеса, хоть и основана на библейском сюжете, абсолютно светское произведение, рассказывающее о любви, пусть преступной, но любви. Когда Жюгжда прислал мне для ознакомления один из переводов текста Уайльда, я просто пришел в восторг, и решение было принято однозначно – «Саломея» должна быть в Оренбургском театре.
Хотя наличие некоего скандала возле той или иной постановки может быть по любому поводу, и разжигается он зачастую на пустом месте. Вспоминаю, как несколько лет назад подобная ситуация возникла после постановки Виктора Шраймана в Нижнем Новгороде. Кто-то углядел в спектакле «Визит дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта нацистскую символику, и началась настоящая травля режиссера, хотя многие «критики» даже не удосужились разглядеть подоплеку этих символов. Как будто кто-то подал клич – ату его! – и началось… В результате, Шрайман вынужден был оправдываться, спектакль выложили в сеть, чтобы его смогли увидеть и оценить как можно больше людей. В общем, постыдная и неумная история…
Что же касается Олега Жюгжды, то он – режиссер сюрпризов, никто, даже он сам изначально, не знает, во что выльется его режиссерская мысль. Помимо родного Гродненского театра, он часто ставит на других сценических пространствах, и везде его постановки пользуются заслуженным успехом. И еще в Мытищах мы сможем увидеть другую премьерную постановку режиссера – «Поминальную молитву» по пьесе Григория Горина
— Но, помимо фестивалей, театру предстоит участие в больших обменных гастролях с Белгородским кукольным театром.
— Это очень важная часть творческой деятельности театра. Этот проект реализован в рамках Федеральной программы «Большие гастроли». Мы с белгородскими коллегами представим друг у друга довольно большой гастрольный репертуар, по 4 спектакля для детской аудитории, но для разных возрастных категорий. Это будет очень интересно и для театров, и для зрителей, в первую очередь.
Но еще перед гастролями в Белгороде нашему театру предстоит выступить в Москве на традиционном «Образцовфесте», который уже много лет проводит главный кукольный театр страны – Государственный академический театр кукол имени Сергея Образцова. В этом году на участие в нем было подано более 200 заявок, а выбрано всего 20 коллективов. И вы знаете, что самое приятное – в нем примут участие сразу два театра из Оренбурга – областной кукольный со спектаклем «Мертвые души» и «Пьеро» с «Варварой Ивановной». Это небывалый случай в практике фестиваля и огромная честь для оренбургского кукольного искусства.
Но, несмотря на высокую ответственность гастрольных и фестивальных спектаклей, для нас главным была и остается оценка оренбургских зрителей, которых мы приглашаем на спектакли для детей и взрослых. Двери нашего театра всегда открыты для вас.