Размышлизм о точке отсчета
Принято считать точкой отсчёта пройденного расстояния между двумя населёнными и малонаселёнными пунктами, здание почтамта. Спорить с этим не станем. Тем более, что сие установлено давно и не нами. Но это верно только при путешествии из Санкт -Петербурга в Москву или из Оренбурга в Орск. Мы же об измерениях иного рода, которые в километрах, вёрстах или морских милях не исчисляются. Мы о развитии духовном, которое, очевидно, вряд ли возможно без развития материального.
Вечером в четверг, четвёртого сентября в Орске торжественно, при большом стечении публики, открылся городской драматический театр, носящий славное имя А. С. Пушкина. Приходящие пешком, приезжающие на трамваях или на вагонообразных джипах, посетители входили в театральные двери, минуя Александра Сергеевича, посиживающего на лавочке при входе. Некоторые даже фотографировались, полуобняв «наше всё» за бронзовые плечи. Поток приходящих с каждой минутой густел и вот уже показались депутаты Госдумы и статс-секретать Министерства культуры РФ, в прошлом созыве представлявший интересы оренбургских избирателей в Госдуме. Величественно прошествовал глава Орска.. Ждали и. о. главы области. Но он в этот момент представлял интересы сельчан в Москве. Его и правительство представляли многочисленные и.о. министров. А сам Юрий Александрович произносил приветственное слово с огромного экрана на сцене. Дальше последовал концерт, долженствовавший убедить маловеров в том, что огромные деньги были потрачены не зря и теперь театр отвечает всем, самым высоким требованиям к сценическим площадкам в малых городах России.
Мне вспомнилось, как несколько лет назад, когда Берг ещё был Главой Орска, разговаривая со мной о городских проблемах, и, в частности, о городском театре, он сделал такое лицо, будто ему надо срочно идти к стоматологу. Да, старый театр в городе был. Но он был воистину СТАРЫМ. Построенный по лекалам тогдашнего большого Дома Культуры, он уже не отвечал современным требованиям по возможностям сценической площадки, театрального света, закулисья, удобств для зрителей и даже их безопасности. Пожарные, что называется, точили зубы на директора и были правы. Сегодня положение дел таково, что Рифкат Исрафилов — Народный артист России, лауреат Государственной премии, секретарь Союза Театральный деятелей РФ и худрук оренбургской драмы ходил по театру и на лице его легко читалась смесь радости за коллег и зависти к увиденному.
Что и говорить, театр великолепен внутри и снаружи. Преобразилась площадь, на которой блещет на солнце многоструйный фонтан. Театральный фасад таков, что на его фоне кажется уже не вполне уместной потемневшая от всяческих непогод фигура вождя с воздетой рукой — таково мнение некоторых горожан, с которыми мне удалось перемолвиться перед началом торжественного открытия. Но театр заставляет по-новому взглянуть на многое в городе, к чему привыкли, присмотрелись, притерпелись. Невдалеке площадь, бывшая всегда символом Орска. На площади памятник Кобзарю. Особенно неприглядно он выглядит на фоне аляпистых, разномастных торговых вывесок, облепивших фасад бывшего Двора Культуры. Поездка по улицам заставляет предположить, что Художника в г. Орске нет, а городские чиновники ездят по городу с «широко зажмуренными» глазами. Кто обезобразил фасад ДК за памятником Кобзарю? Говорит, нынешний владелец. А как его фамилия? Голос собеседника делается тише шуршания сухих листьев, появившихся на улицах. Он еле слышно выдыхает: «Депутат». Депутат- он и в Африке депутат — неприкосновенен. Но значит ли, что закрыт для критики?
В Старом городе точкой отсчёта можно считать ухоженный храмовый комплекс на горе. Видно, что Ириней — архиепископ Орский и Гайский — человек деятельный и понимающий меру ответственности и за паству, и за место, бывшее некогода при иной власти символом осквернения не только Веры Христовой, но и самого высокого места в городе, с которого весь Орск как на ладони.
Но вернёмся к Театру. На многое нужно теперь смотреть по-иному. Бывшему и теперешнему главам Орска и всем, кто принимал участие в реконструкции старого здания, пришлось решать сложнейшие организационные, инженерные и строительные задачи. Здесь трудились архитекторы, проектировщики, дизайнеры. Высокое мастерство проявили орские строители, которым давно не доводилось создавать объекты такого уровня. Реконструкция потребовала концентрации денежных средств. Назывался на торжественном открытии благотворительный фонд Алишера Усманова. Я думаю, что будут со временем названы и те суммы, которые потрачены на благое дело. Появляется надежда, что теперь наконец-то найдутся и 450 тысяч рублей на подписку на периодические издания, которые местные библиотекари должны получить, но пока не получили ни копеечки. Кстати, городская библиотека расположена совсем под боком театра им. Пушкина.
Вот и выходит: обновлённый Орский театр драмы и станет новой Точкой отсчета славной и трудной жизни работящего города.