«Мертвые души» в театре кукол: живой взгляд на старые темы
В областном театре кукол сыграли премьеру – «Мертвые души» Гоголя. В данном случае театр планомерно продолжает работу над спектаклями для взрослой аудитории, что очень радует, ибо изначально кукольный театр являлся театром исключительно для взрослых, остросатирическим, площадным действом. И только уже в ХХ веке кто-то решил, что кукольный театр должен быть площадкой, где играют про Красных Шапочек, трусливых зайчиков и добрых медведей, в общем, полностью перевели кукольное искусство в детский формат.
Этому немало способствовал выдающийся советский актер и режиссер Сергей Образцов, чей театр прославился на весь мир, но, уж если совсем честно, то именно взрослыми спектаклями, конкретно «Необыкновенным концертом». Но в свое время Сергей Владимирович свято исполнял поставленную перед ним задачу – делать театр для детей страны победившей революции – и весьма в этом преуспел. Оренбургский театр кукол за свою более чем 80-летнюю историю по праву гордится тем, что еще в 60-е годы Роман Борисович Ренц поставил на его сцене «Маленького принца» Сент-Экзюпери, и это можно считать подлинным возрождением кукольных спектаклей для аудитории, возраст которой превышает дошкольный и даже школьный.
Эта постановка была не единственной в этом жанре, но время шло и постепенно театр вновь стал площадкой для показа «Трех поросят» или «Дюймовочки».
Приход в Оренбургский театр Вадима Смирнова на должность главного режиссера явился тем моментом, с которого можно начать отсчет новой эры в жизни нашего театра. Именно он возродил традицию постановок принципиально новых по форме и содержанию спектаклей, и в том числе для взрослых. Перечень его работ впечатляет: начав с «Женимтьбы Бальзаминова» Островского, он поставил «Тень» Е. Шварца, «Генералы в юбках» Ж. Ануя, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Сон в летнюю ночь» Шекспира. И вот пришла пора «Мертвых душ» Гоголя.
В спектакле, жанр которого определен как фантасмагория, помимо текста Гоголя использованы фрагменты инсценировки поэмы, которую сделал еще один мастер фантасмогорий Михаил Булгаков. Спектакль этот долгие годы шел во МХАТе, и был запечатлен на кинопленку, дабы его могли увидеть не только посетители Художественного театра, но и вся страна. Постановка, в которой блистали выдающиеся артисты Владимир Белокуров, Анастасия Зуева, Борис Ливанов, Алексей Грибов и другие, по-праву считается хрестоматийной.
Но время идет, и любая хрестоматия нуждается в корректировке. Так произошло и со старым спектаклем. В настоящее время «Мертвые души» Гоголя в инсценировке Булгакова идут в постановках разных режиссеров, с разными художествеными концепциями ( от традиционной в театре им. Маяковского до ультраавангардной в «Коляда-театре»). Что преподнесла режиссерская трактовка Вадима Смирнова, зрители узнали на премьере.
Сразу надо отметить, что спектакль очень динамичен, полтора часа без антракта. Никаких длиннот: как та Птица-тройка промчался он, сумев вместить в себя все основное содержание не маленького в общем-то произведения, и при этом не унизившись до скороговорки.
Еще один впечатляющий момент – герои-куклы, созданные художником Мариной Зориной, во многом соответствуют рисункам лучшего иллюстратора Гоголя, художника Агина. И это правильно, ибо лучшего воссоздания внешности героев, как Чичикова, так и помещиков, к которым он приезжал за «мертвыми душами», пока никто не придумал.
Основой оренбургского спектакля является некий таинственный суд, на котором пытаются выяснить, кто же есть на самом деле Павел Иванович Чичиков.
Если обратиться к мнению самого Гоголя, то вначале он видил в Чичикове лишь забавный персонаж, а в погоне за мертвыми душами легкую возможность познакомить читателя с несколькими мелкопоместными дворянами, показав их характеры в карикатурном виде. То есть, изначально задумывался обычный плутовской роман с авантюрным подтекстом. Но чем больше он размышляет о сюжете, тем большую глубину он в нем находит. И Гоголь решает написать поэму, эпопею о серости и скудости провинциального быта. Главный герой, Чичиков, по очереди приезжает ко всем главным героям. Но кто же он такой, этот Чичиков, за что его судят судьи в масках и черных мантиях?
Ясно, что он самозванец и лжец, но этого явно недостаточно для Гоголя. Он внезапно обнаруживает что темные делишки с мертвыми душами на самом деле приводят к опасным философским выводам. Не является ли извращенным гротеском сама идея покупать людей, которых больше нет в живых, и временно «возвращать» их к жизни, хотя бы на бумаге? А тот кто занимается этим оживлением мертвецов, не является ли он чем-то похуже простого афериста? Это придает делам Чичикова явный оттенок фантасмогории.
И вот, когда Павел Иванович, надев фрак брусничного цвета с искрой ( потрясающая фантазия автора!), отправляется в гости к помещикам, открывается еще одна его уникальная способность – умение моментально приспосабливаться к обстоятельствам, эдакая мимикрия. Как только он входит в новый дом, он подобно хамелеону, меняет свою манеру общения с хозяевами, никогда, однако, не забывая о цели своих визитов – приобретении мертвых душ. Самое интересное это то, что каждый помещик, удивляясь, торгуясь, хитря, не возражает против такой гнусной махинации. Разум собеседников Чичикова словно бы помрачился, патриархальная дикость словно бы подготовила их к мысли, что все продается и все покупается.
Здесь самое время рассказать об исполнителях этих, в общем-то, хрестоматийных ролей помещиков. Недавний лауреат «Оренбургской лиры», артист Андрей Гордеев играет сразу две, казалось бы, диаметрально противоположных роли, Манилова и Ноздрева. И делает он это поистине виртуозно.Сладкоголосый мечтатель — дебил Манилов и пьяница, фанфарон, хам также с оттенком дебильности – Ноздрев, при всей своей внешней непохожести, тем не менее оказываюся как близнецы-братья в своей тупой крепостнической сущности.
Как всегда блистательно исполняет роль Коробочки (а также Губернаторши), заслуженная артистка России Любовь Милохина. Кроме того, она пару раз появляется в образе крестьянки с младенцем Павлушей на руках и поет ему колыбельную. Этот, казалось бы, вставной эпизод несет большую психологическую нагрузку. Ведь все мы в детстве – ангелы, и дальнейшая судьба никому не ведома.
И еще один парадокс. Сила искусства такова, что образ Чичикова, не вызывает отвращения ни у читателя, ни у зрителя. Следя за его похождениями, мы безотчетно желаем ему побед, и, хотя где-то внутри мы и осуждаем Чичикова – мы на его стороне.
Смотрите сами, ведь Чичиков сделал очень много добра тем же помещикам, хотя они этого абсолютно недостойны, освободив их от платы за уже несуществующих крепостных. Конечно, при это пострадает государство, но кто у нас думает о государстве? И насколько наши симпатии на стороне Чичикова, настолько нам противны те люди, с которыми он вынужден иметь дело. Промимо уже вышеозначенных героев, олицетворяющих бесплодное мечтательство, хамство и глупость, мы знакомимся еще и со звероподобным Собакевичем и Плющкиным, которого в свое время абсолютно точно назвали «прорехой на человечестве». Исполнители этих ролей Артем Артемьев и Иван Панин безукоризненно точны в воплощении характеров этих героев.
Нельзя не сказать об эпизодических персонажах спектакля, без которых, однако, не было бы полной картины спектакля – это Анна Григорьевна и Софья Ивановна, жена Манилова, губернаторская дочка, служанка Мавра. В их ролях блистают ведущие актрисы театра – Елена Смирнова и Анастасия Зорина.
И, наконец. главный герой, движущая сила гоголевской поэмы, да и всей русской литературы — Павел Иванович Чичиков, которого почему-то вздумали судить. Исполнитель этой поистине «золотой» роли, Александр Казимирский, с одной стороны, свято следует традициям русской реалистической школы а с другой стороны ни на минуту не забывает о мистической составляющей этого образа. И иной раз так и хочется спросить – кто вы Павел Иванович, человек или дьявол?
Поэма Гоголя заканчивается вдохновенным лирическим отступлением о птице-тройке, которую автор уподобляет Руси. В спектакле эти слова не звучат. Не тот момент-с.