Распродажа поневоле: нефтяники бьют рекорды на бирже, чтобы выжить

В конце ноября компания «Русснефть» провела первое публичное размещение своих акций на российском фондовом рынке. По мнению аналитиков, это первое успешное IPO за последние несколько лет. Однако не исключено, что цена акций «Русснефти» в ближайшее время может понизиться. Об этом пишет «ФедералПресс».

Напомним, что торги обыкновенными акциями ПАО НК «РуссНефть» на Московской бирже начались в 16:00 мск в прошлую пятницу – 25 ноября 2016 года. В рамках публичного предложения был предложен пакет акций на сумму 32,4 млрд рублей по цене 550 рублей за акцию, что соответствует рыночной капитализации компании в размере 161,8 млрд рублей. При этом совместными глобальными координаторами и совместными букраннерами предложения «Русснефти» выступили ВТБ Капитал и Sberbank CIB. Сбор заявок на акции нефтяной компании проходил с 18 по 24 ноября.

Таким образом, компания «Русснефть» разместила 20 % своих голосующих акций, что составляет 15 % ее уставного капитала. Как отмечают эксперты, первоначальный диапазон, в рамках которого принимались заявки, составлял 490 – 600 рублей за одну акцию, однако в четверг утром компания сообщила, что он сужен до уровня 540 – 600 рублей за акцию.

«Исходя из цены размещения по итогам IPO, компания привлечет 32,4 млрд рублей, при этом капитализация составит 161,8 млрд рублей. Хотя после того, как компания сузила диапазон, можно сказать, что она разместилась по нижней его границе. Но в целом акции «Русснефти» были проданы по середине первоначального коридора. Мы отмечаем IPO как успешное, так как, по нашим оценкам, с учетом долга «Русснефти» цена продажи была высоковата», – пояснили в комментарии аналитики «Промсвязьбанка».

При этом эксперты обращают внимание на то, что компания не раскрывает покупателей своих акций, уточняя, что компании, аффилированные с собственником «Русснефти», в нем не участвовали. Известно лишь, что большинство инвесторов были из России.

Также дополнительным драйвером роста стала затянувшаяся пауза в публичном размещении акций на бирже российскими нефтяниками. «Русснефть» удачно воспользовалась последними возможностями в осеннем окне размещений на рынке ценных бумаг. При этом компании помогло длительное отсутствие на российском фондовом рынке размещений акций крупных нефтяных компаний, – подчеркнул в комментарии РИА «ФедералПресс» начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Константин Бушуев. – Как следствие, можно говорить о том, что акции «Русснефти» разместились с некоторой премией, подразумевающей интерес со стороны крупных институциональных инвесторов. Для розничных инвесторов в такой ситуации скорее имеет смысл сделать паузу в период проторговки ценных бумаг и определения рынком их справедливой цены».

 

В свою очередь глава «Русснефти» Михаил Гуцериев на церемонии по случаю начала торгов акциями объявил, что компания планирует выплачивать дивиденды, начиная с 2018 года. «С 2018 года дивиденды будут каждый год исправно. Это не шутка. Это не имитация, это реальность. Вы получите деньги», – заявил господин Гуцериев.

Однако, по мнению финансовых экспертов, цена акций «Русснефти» на бирже в дальнейшем, скорее всего, будет снижаться.

«Размещение можно признать вполне успешным, ведь удалось продать весь запланированный объем, и по неплохой цене. Однако, я полагаю, что оценка компании «Русснефть» по итогам размещения оказалась несколько завышенной по отношению к рынку акций нефтяных компаний, и в среднесрочной перспективе капитализация не имеет потенциала для роста. Цена акций «Русснефти» на бирже вероятно будет снижаться в пределах до 20 % от цены размещения, – считает аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев. – Если отвлечься от размера долговой нагрузки компании и взять за основу для оценки величину EBITDA, предположительно полученную «Русснефтью» в 2015 году (Moody’s оценивал показатель в $648 млн или в 39,7 млрд рублей), то капитализация компании в 161,7 млрд рублей дает коэффициент EV/EBITDA равным около 4х, что, казалось бы, неплохо. Для сравнения, этот показатель по итогам 2015 года у «Лукойла» составлял 4,29х, у «Татнефти» 5,66х, у Башнефти 5,66х. Есть куда расти. Но, если ориентироваться на заявление руководства компании, что по итогам 2016 года EBITDA «Русснефти» составит 25 млрд рублей, то коэффициент улетает до 6,5х, а значит компания переоценена».

При этом эксперты «Финама» отмечают, что отношение долг/EBITDA по итогам 2015 года у той же «Татнефти» был равен 0,04х, у «Башнефти» 0,75х, у «Лукойла» 0,78х, и даже у «Роснефти» он составлял 1,36х, а у «Русснефти» значение этого показателя составляло около 4,5х. «Несмотря на существенное снижение величины долга и планы руководства по его дальнейшему сокращению, к концу года в лучшем случае значение индикатора будет не ниже 2х. Таким образом, инвесторы, покупающие акции «Русснефти», не только не получили дисконта по сравнению с бумагами прочих нефтедобытчиков, но и, скорее заплатили премию к рынку. А контролирующих владельцев компании можно поздравить с удачной сделкой», – подчеркнул в комментарии РИА «ФедералПресс» аналитик Алексей Калачев.

Кроме того, представители отрасли отмечают, что беспрецедентное IPO, несмотря на заверения Михаила Гуцериева, не совсем оправдало надежды руководства компании. В конце прошлого года он надеялся привлечь 400 – 500 млн долларов от пакета, вдвое меньше размещенного ныне.

«Размещение акций у «Русснефти» было скорее вынужденное, чем желанное со стороны Гуцериева, потому что он явно продавал свое любимое детище дешевле, чем рассчитывал. Он был вынужден привлекать эти деньги, так как у него в других параллельных бизнесах очень серьезные финансовые дыры. Привлеченные 500 млн долларов с Гуцериева требовали кредиторы по его параллельным бизнесам, в частности, в недвижимости и банковском секторе, где объем закупленных активов достаточно велик. И сейчас у Гуцериева достаточно серьезные проблемы с рефинансированием», – отметил управляющий директор инвестиционной компании CRESCO Finance Андрей Сырчин.

Как пишет «Интерфакс», долг «Русснефти» в настоящее время составляет 1,215 млрд долларов. По словам Гуцериева, погашение половины долга отложено до 2025 года. 
По мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, с точки зрения текущего состояния нефтяного рынка, момент для IPO «Русснефти» был не самый лучший – сейчас конъюнктура оставляет желать лучшего.

«У «Русснефти» очень много проблем, которые накопились совершенно безо всяких на то серьезных оснований: были начаты гонения на Гуцериева, и компания перескакивала из рук в руки как переходящий приз. В результате были набраны огромные долги. Михаил Гуцериев, в основном, эти проблемы решил. Но, конечно, до сих пор ему приходиться крутиться, и не в их силах и их возможностях подбирать наиболее подходящие моменты для IPO. Тем не менее, того, чего они хотели достичь, они достигли – сроки по различным обязательствам компании подходят, и надо эти сроки закрывать», – подчеркнул в комментарии Растам Танкаев.

Помимо этого, представители отрасли отметили и текущие слабые позиции компании «Русснефть» с точки зрения конкурентоспособности. «У «Русснефти» самые слабые активы по сравнению со всеми остальными игроками рынка. Соответственно, сам факт того, что IPO прошло – это уже хорошо, хорошо, что они вообще сумели привлечь средства. «Русснефть» давно должна была стать «голубой фишкой», но из-за корпоративных и политических войн Гуцериеву не удалось этого сделать», – считает Андрей Сырчин.

Заявленные компанией в преддверии акционирования планы по наращиванию добычи до 11 млн тонн до 2025 года также остаются под вопросом – ситуация полностью будет зависеть от конъюнктуры цен на нефть, отметил эксперт.

«Разумеется, все сказанное было озвучено для того, чтобы привлечь как можно больше инвесторов, это нормальный маркетинг и нормальная ситуация. Но сейчас, на мой взгляд, «Русснефти» нужны хорошие цены на нефть для того, чтобы именно развивать компанию. «Русснефть» – не такой уж «сладкий» актив, как может показаться, – подчеркнул управляющий директор инвестиционной компании CRESCO Finance. – У Гуцериева некоторые активы несколько хуже, чем у конкурентов – «Лукойла», «Роснефти», «Башнефти». Затраты на добычу намного выше, чем у конкурентов. Соответственно, если цены на нефть будут высокими, «Русснефть» сможет инвестировать в разработку и наращивание производственных объемов. Однако если цены на углеводороды останутся прежними – достигнуть заявленных показателей вряд ли получится».

С ним солидарен и другой эксперт отрасли. «Я искренне им сочувствую, сложившаяся ситуация – не вина собственников, и дело не в том, что они плохо или неэффективно ведут бизнес. Они просто оказались под давлением государственного аппарата, и бороться с этим никто не в силах. Насколько я знаю, они не могут выбирать – у них существует достаточно жесткая ситуация с долговыми обязательствами. То IPO, которое они провели – не от хорошей жизни и не потому, что собственники хотят собрать дальнейшие шаги по развитию. Речь идет о том, чтобы просто выжить», – резюмировал Рустам Танкаев.

По мнению финансовых аналитиков, в такой ситуации компанию могут спасти лишь сокращение долговой нагрузки и рост выручки. «Мы считаем, что потенциал роста у компании может появиться в случае сокращения долговой нагрузки и роста операционных показателей», – убеждены аналитики «Промсвязьбанка».

Отметим, что в настоящее время, по данным компании, 75 % уставного капитала принадлежит Belyrian Holdings Limited и ее дочерним обществам, через которые члены семьи Гуцериевых контролируют «Русснефть». При этом, по данным РБК, в нефтяном бизнесе («Русснефти» и других активах) Гуцериеву принадлежит 70 %, а его брату Саит-Саламу и племяннику Михаилу Шишханову – по 15%. Таким образом, эффективная доля Гуцериева в «РуссНефти» ранее составляла около 37,8 %, Саит-Салама и Шишханова – по 8,1 %. Еще 25 % уставного капитала (33 % голосов) компании принадлежит Glencore plc. и ее дочерним компаниям, через которые члены семьи Гуцериевых контролируют «Русснефть».

Примечательно, что Belyrian Holdings Limited, а также его дочерние общества обязались не выпускать и не продавать новые акции (с некоторыми стандартными исключениями) в течение 180 дней после предложения. Glencore plc. также обязалась не продавать акции в течение 180 дней с момента подписания обязательства 31 октября 2016 года.