Россия построит боевые ледоколы для Арктики

Военно-морской флот рассматривает возможность принятия комплексного решения по созданию специальной группировки кораблей ледокольного и ледового классов для защиты островов и арктического побережья страны. Как сообщил советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин, в стране создается флот военных ледоколов, к которым могут добавиться ударные корабли ледового класса, способные нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.  

— Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах, — рассказал «Известиям» Валерий Половинкин. — Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем стоит задача постоянного присутствия в регионе.

Специалист напомнил, что задачу перед Минобороны поставил Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Кроме защиты наших экономических интересов по транспортировке природных ресурсов, добываемых на севере, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, Арктика представляет еще и зону повышенной опасности, передает газета Известия.

— Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления, — напомнил Валерий Половинкин. — Это одна из главных причин столь активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей. Собственно для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот.

Один из первенцев военного ледокольного флота — проект 21180 «Илья Муромец», построенный специально по заказу Минобороны. 

— Его главное ноу-хау — использование винторулевых колонок, — объяснил «Известиям» один из разработчиков ледокола, главный конструктор центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов. — Их еще называют азиподы (Azipod). В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна и вращение передается на винт посредством промежуточных валов, иногда через редуктор. Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе — поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы, и тем самым экономить ресурсы судна.

Установка закреплена вне корпуса и с помощью шарнирного механизма может вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет получить лучшую маневренность судна как по курсу, так и по скорости по сравнению с обычными движительными установками. Применительно к ледоколам проекта 21180 это позволяет кораблям двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть бортом.

— К современным ледоколам сегодня предъявляется значительно больше требований, чем к аналогичным судам ранее, — отметил Андрей Обухов. — Ледокол должен не только ломать лед, осуществлять проводку кораблей, но и выполнять вспомогательные функции: спасательные, инженерные работы, доставлять грузы. То есть современный ледокол — это автономный многофункциональный комплекс, решающий большое количество задач. На ледоколах проекта 21180 для этого есть площадка под размещение вертолета и автономный погрузочный кран.

Как объяснил Валерий Половинкин, из-за особенности конструкции корпуса ледокола на судне не остается места под размещение комплексов вооружения. Именно поэтому Крыловский научный центр ведет проработку проекта боевых кораблей ледового класса, способных действовать в связке с ледоколами. Такие корабли есть у Норвегии, США, Швеции и Канады. 

— Облик отечественного ударного корабля ледового класса еще обсуждается с военными, — подчеркнул Половинкин. — Но уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я «Лидер».