В Оренбурге и Орске на «22 кнопке» могут появиться городские телеканалы

Муниципальным вещателям могут предоставить право транслировать собственные программы на «22 кнопке» в кабельных сетях.  Рассмотреть целесообразность такого общедоступного телеканала  для городов распорядился Президент Владимир Путин. Соответствующее поручение накануне, 23 апреля, глава государства дал Правительству страны. Документ опубликован на сайте Кремля.

Что за «22 кнопка»?

После распределения частот первых двух мультиплексов региональное и местное телевидение осталось за бортом цифровизации. Место в мультиплексе получили только местные ГТРК в виде врезок в федеральные каналы «Россия 1» и «Россия 24». Другие локальные вещатели остались без доступа к цифре.

— Несколько лет региональные телеканалы боролись за то, чтобы получить место в третьем мультиплексе. Однако пока третьего мультиплекса нет. Поэтому стали активничать во всех неэфирных средах, был предложен законопроект о «21 кнопке», закрепляющий за выбранными Федеральной конкурсной комиссией региональным телеканалами статус обязательных для трансляции в кабельных сетях на определенной позиции. Статус «канала 21 кнопки» не дает доступа в эфирный мультиплекс — он не имеет никакого отношения к эфирному вещанию — но переводит канал в ранг общедоступных и освобождает от платы за распространение, — объяснил генеральный директор Национальной ассоциации телевещателей Александр Широких.

Инициатива о «22 кнопке» идейно представляет собой то же самое, но относится к телеканалам муниципального уровня: ее авторы считают, что 22 позицию в кабельных сетях необходимо закрепить за каналами соответствующего муниципалитета и обязать операторов транслировать их бесплатно.

Путин услышал

О проблеме нехватки городских телеканалов Владимиру Путину рассказали на V медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» в Калининграде и предложили рассмотреть возможность подобной инициативы. Спустя две недели Президент утвердил перечень поручений Правительству по итогам пленарного заседания медиафорума.

— Рассмотреть целесообразность определения обязательного общедоступного телеканала для каждого муниципального образования и трансляции такого телеканала на 22-й позиции в сетях связи, эксплуатируемых оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов на территории соответствующего муниципального образования, — говорится в документе.

Срок исполнения поручения — 1 июля 2018 года.

Поправки в федеральные законы «О СМИ» и «О связи», обязавшие операторов кабельного телевидения разместить обязательный общедоступный региональный телеканал на так называемой «21-й кнопке» вступили в силу 3 июля 2016 года. Региональный общедоступный канал избирался в каждом регионе из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее 75% телепрограмм национального производства и транслируется на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ.  В Оренбургской области единственным претендентом и победителем конкурса стал ОРТ-Планета.

После принятия закона о 21 кнопке для региональных каналов, заговорили о проблемах с доступом к информации  в городах. Мниципальные телеканалы выполняют очень важную социальную функцию — аккумулируют информацию о событиях в муниципалитетах, уверяют эксперты. Они ближе всего к зрителям, поскольку те живут на соседней улице и в соседнем поселке.

Активисты ОНФ, разбирая проблемы в разных регионах страны, рассказали о том, что  жители городов часто не проинформированы о тех возможностях, которые предоставляет государство, не пользуются инструментами самостоятельного решения возникающих вопросов. Они не знают, куда обращаться в той или иной ситуации, какие нормы законодательства приняты в их поддержку.

— Наша задача заключается в том, чтобы СМИ, которые сейчас страдают от плохой экономики, не закрывались, а наоборот, получили широкий доступ к нашему населению. Помимо прочего, это станет для них конкурентным преимуществом для привлечения рекламодателей, обеспечивающих собственное развитие, — отметила депутат Государственной думы, член центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.

Оренбург и Орск. Хватит ли возможностей

Инициативу по созданию в городах муниципальных каналов телевизионщики Оренбурга всецело поддерживают, однако признаются, что задача будет не из простых. Во-первых, до сих пор есть сложности с попаданием в кабельную сеть даже у «21 кнопки», во-вторых, это очередное вмешательство государства в частный бизнес – речь о кабельных провайдерах, ведь им снова нужно будет выделять частоту и на бесплатной основе предоставлять ее «22 кнопке». Есть сложности и с контентом, и с рекламным рынком.

— Свое круглосуточное вещание мы начали в 2012 году и, наверное, уже и не представляем другого регионального телевидения. Понятно, что должно быть собственное программирование, чтобы присутствовали свои программы, — рассказал RIА56 генеральный директор телеканала ОРТ-Планета Андрей Телегин. – Конечно, возможности создания городского телеканала у Оренбурга есть. В области пока только три города, которые сегодня готовы это развивать —  Оренбург, Орск и Новотроицк. Потому что там хорошо работает сеть кабельного телевидения.

В Орске и Оренбурге, при положительном решении, будет борьба за городские телеканалы, убежден Андрей Телегин. Однако, напомнил гендиректор и о сложностях.

— В Новотроицке кабельный оператор «Нокс» до сих пор не транслирует телеканал ОРТ-Планета в своих сетях. Новотроицкие кабельные сети не идут на контакт. Мы уже написали жалобу в прокуратуру. Сейчас Роскомнадзор начинает разбираться в этой ситуации, хотя они должны были по закону с мая прошлого года начать трансляцию на 21 кнопке нашего телеканала, который официально прошел федеральную конкурсную комиссию и стал общедоступным  региональным телеканалом, — отметил Андрей Телегин.

По мнению директора и главного редактора телеканала ОРЕН ТВ Аркадия Пронина, городской телеканал как успешный бизнес-проект – сомнительная история.

— Телевидение сейчас в стране развивается не как планировали, а вопреки, —  говорит Пронин. – Правительство вложило 150 миллиардов рублей в цифровизацию, а региональные и городские каналы вынуждены искать выходы в кабельных сетях. Дали «21 кнопку» и сегодня, эти региональные телекомпании чувствуют себя не самым лучшим образом. К тому же это очередное вмешательство государства в частный бизнес. Для «кабельщиков» это лишняя проблема. То есть была одна частота их ресурса бесплатная, добавляется еще одна частота.

За два года практики «21 кнопки» в России ни один из региональных каналов не стал успешным, говорит Аркадий Пронин. Одно дело – получить бесплатное вещание в городе, другое – сделать его конкурентоспособным и заполнить интересным контентом, чтобы из 300 имеющихся каналов зритель выбирал именно тебя.

— Зачастую, это будет канал с собственным программированием, который понятно, в силу маленькой емкости рекламных рынков, не сможет выделять большие деньги на приобретение стороннего контента, а местный контент —  новости, собственные программы,  прямой эфир с мэром — малосмотрибельны.  Так что с одной стороны плюс в том, что компании будет меньше тратить на распространение своих собственных программ  и получат бесплатную кнопку, с другой стороны стратегически – это «стравливание пара», который может быть. Это движение не вперед,  а признак стагнации, — уверен Пронин. — Безусловно, я пока не вижу сегодня, насколько это будет выгодный бизнес-проект. Все это говорит о том, что возможностей для реализации успешной истории «22 кнопки» оренбургского городского телеканала очень немного, но с другой стороны, я думаю,  конкурс будет, и можно создать новое СМИ, развивать его. В надежде все-таки на то, что у нас будет будущее, а не возврат в прошлое.