В Оренбурге прошел вечер памяти киносценариста Алексея Саморядова
Не первый год в работе кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» имеется оренбургский акцент. Ранее это были дебютные работы местных кинематографистов, а этом году было решено провести вечер в память о замечательном писателе и сценаристе, нашем земляке Алексее Саморядове. С 2010 года на фестивале ежегодно вручается премия «За лучший сценарий», носящая его имя.
Главным же поводом для отдельного мероприятия фестиваля стал выход в свет книги «Собрание сочинений» Петра Луцика и Алексея Саморядова с предисловием Дмитрия Быкова, изданной в Оренбургском книжном издательстве имени Г.П. Донковцева. Её представил на вечере благотворительный фонд «Евразия».
Почетными гостями мероприятия стали сестра Саморядова Анна Домникова с сыном Никитой и актер Олег Долин, сыгравший главную роль в фильме «Дикое поле», последней по времени киноработе по сценарию Луцика и Саморядова.
В фойе кинотеатра были представлены сразу две экспозиции: областная научная библиотека показала свою коллекцию книг и других публикаций звездного дуэта, а Губернаторский историко-краеведческий музей выставил кинематографические награды сценаристов – «Ника», «Золотой Овен» и «Зеленое яблоко», которые в 2004 году передала в музей Анна Домникова. Вчера она пополнила музейную экспозицию студенческим билетом и дипломом об окончании ВГИКа и оригинальным сценарным планом съемок дебютного фильма «Тихоня». Фонд «Евразия» также передал в музей афиши и программки театральных постановок по произведениям Луцика и Саморядова в МХТ им. Чехова и РАМТе.
Относительно издания «Собрания сочинений» руководитель фонда «Евразия» и директор книжного издательства Игорь Храмов рассказал, что идея об издании произведений блестящего тандема родилась 12 лет назад после открытия мемориальной доски на школе, где учился Саморядов. Все эти годы идея «дозревала» и окончательно сформировалась в 2008 году после выхода фильма «Дикое поле».
— Да, путь был долгим, зато это сделано так, что в книге представлена самая полная на сегодняшний день картина творчества Петра Луцика и Алексея Саморядова. К тому же, там собран богатый фотоматериал, а предисловие Дмитрия Быкова органично вошло в концепцию творчества сценаристов. Кстати, с Быковым, связана полумистическая история, абсолютно в духе текстов Луцика–Саморядова. Мы долго искали автора предисловия, и, зная о том, что Дмитрий Львович является большим поклонником их творчества, втайне мечтали о сотрудничестве с ним. Встреча с Быковым произошла совершенно случайно в Москве на улице Никольской, и, узнав, что нам от него нужно, Дмитрий моментально согласился, причем без всяких условий.
Своими воспоминаниями о дружбе с Алексеем Саморядовым поделился друг детства и юности, журналист Юрий Мещанинов. В частности, он отметил, что главной чертой Алексея в юные годы было творческое непостоянство, неуспокоенность, желание постоянно расти над собой. А учитель русского языка и литературы школы № 1 Наталья Попкова в частности отметила, что учился Леша очень средне, и причиной этому была его увлеченность чтением книг. Он плохо знал физику и химию, потому что во время этих уроков тайком под партой читал художественную литературу.
— Он был очень скромен и неприхотлив, никогда не выпячивал себя, чем подтвердил известный постулат о том, что истинный талант всегда стоит немножко в сторонке, чтобы лучше видеть жизнь, — подчеркнула Попкова.
Киноактер Олег Долин, исполнивший главную роль в фильме «Дикое поле», в интервью RIA56 отметил, что никогда, ни до, ни после, он не сталкивался с таким литературным материалом, который «пробирал бы до мозга костей, от которого даже при чтении мурашки по коже». Неспроста этот фильм был удостоен всех главных кинонаград России – «Золотой орел» и «Ника», а в 2009 году был признан лучшим фильмом года.
К сожалению, этих двух замечательных парней уже давно нет в живых. Первым покинул сей мир Алексей Саморядов, он трагически погиб в 1993 году, Петр Луцик умер в 2000 году во сне – остановилось сердце. Фильмы по их сценариям снимались в очень непростое для российского кино время – в 90-е годы. Это были знаковые для того времени картины – «Дюба-дюба» с Олегом Меньшиковым, «Лимита» с Владимиром Машковым и Евгением Мироновым. И именно тогда Петр и Алексей смогли протянуть к будущим поколениям лучик света, как свидетельство того, что «не бывает плохих людей – бывает неудачное время». И неспроста в школе Леша Саморядов носил прозвище «Звонок», наверное, зная, что в будущем этот звонок превратится в колокол, который будет звучать еще очень долго.