Денис Мацуев и Российский Национальный оркестр открыли «Оренбургские сезоны»
фото: Сергей Медведев, RIA56
Главное культурное событие весны — VII Всероссийский фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева» открылся на сцене областной филармонии. Прославленный пианист выступил с Российским Национальным оркестром, исполнив произведения двух гениев венской школы – Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Программа концерта состояла из двух отделений. В первом звучали творения самого светлого гения мировой музыки – Моцарта. Российский Национальный оркестр, которым дирижировал Владислав Лаврик, вначале исполнил увертюру к опере «Дон Жуан». Далее на сцену вышел наш гость, любимый всеми Денис Мацуев. Публика сразу отметила, как он хорошо выглядит – светел и улыбчив. Наверное, этому дало стимул рождение дочки Анны, — зашептались в зале.
Впрочем, и музыка, которую он исполнял, была на редкость светла и воздушна. Концерт для фортепиано с оркестром № 17 соль-мажор был написан юным Вольфгангом в период его романтической влюбленности в Констанцию Вебер, которая позже стала его женой. Вся музыка этого опуса пронизана светом, весельем, хорошим настроением. Исполняя это произведение, Денис стал немного похож на самого Моцарта, — отметила знающая часть публики, — несмотря на то, что и ростом и комплекцией музыкант значительно превосходит венского классика.
После столь положительных эмоций был объявлен перерыв, после которого предстояло встретиться совсем с другой музыкой. Во втором отделении звучал Бетховен. Открыл его вновь оркестр, исполнив увертюру «Кориолан», навеянную сюжетом малоизвестной в России, но очень популярной на Западе трагедии Вильяма Шекспира. Драматическое звучание этой музыки словно бы подготавливало публику к восприятию концерта № 3 до-минор, который исполнил Денис Мацуев.
Этот концерт принадлежит к числу немногих, ставших популярными еще при жизни автора. Опус был создан в 1800 году, времени преодоления композитором личных страданий и осознания новых творческих задач, в частности Симфонии № 3 «Героической». Характерен выбор тональности концерта – до-минор. В те годы использование в концертной музыке минорных тональностей было редким явлением. Но Бетховен, если пользоваться его собственными словами, привнес в музыку «поэтическую идею». Борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм – все эти полярные состояния были объединены методом симфонического развития.
Музыкально-драматический эффект этого сочинения оказался поразительным. Впервые партия фортепиано оказалась развернута и филигранно детализирована. Финал же концерта становится грандиозным апофеозом слияния сразу многих чувств – от ненависти и страсти, до любви и умиротворения.
И, как ни странно это покажется, но при исполнении Бетховенского концерта, облик Дениса Мацуева приобрел мрачные и суровые черты немецкого гения. Это ли ни волшебная сила искусства!
Но Мацуев не был бы самим собой, если бы по окончании основного времени концерта, не исполнил произведения «на бис». Так они и случилось на этот раз. Публика же в который раз восхищенная мастерством пианиста, кричала «браво!» и несла нескончаемые букеты цветов, в результате чего сцена концертного зала превратилась в небольшую оранжерею.