Национализация отрасли: американский нефтесервис уходит из России
Американская нефтесервисная Key Energy, пришедшая в Россию в 2008 году, уходит с рынка. Она продала свой единственный актив в РФ — компанию «Геострим», которую в свое время купила за $50 млн,— кипрскому офшору. Key Energy, прошедшая в 2016 году через банкротство, активно избавлялась от активов вне США. По оценкам участников рынка, американцы согласились на серьезный дисконт, продав за «Геострим» не более чем за $6 млн.
Key Energy Services продала свой единственный российский актив — нефтесервисную «Геострим сервисиз груп» (ГСГ), сообщила американская компания. Сумма сделки и покупатели не раскрываются. Уход из РФ является частью стратегии по продаже активов за пределами США, говорится в сообщении Key Energy. Россия оставалась последним регионом присутствия компании за пределами США, до этого Key Energy ушла из Колумбии, Мексики, Эквадора, Бахрейна и Омана. С ГСГ и Key Energy связаться не удалось.
ГСГ предоставляет услуги бурения и капремонта скважин. По данным «Картотеки.ру», 99,5% ГСГ сейчас принадлежит кипрской «Геострим холдингз лтд», остальное НАО «Инконко». Из СПАРК следует, что выручка ГСГ за 2016 год по РСБУ — 272 млн руб. Клиентами ГСГ были «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ННК. Основным регионом ГСГ является Коми. Key Energy основана в 1977 году, штаб-квартира находится в Хьюстоне. Штат сотрудников — около 3 тыс. человек. Акции торгуются на NYSE, вчера капитализация составляла $262 млн. В 2016 году выручка компании составила $400 млн, чистый убыток $131,7 млн. В прошлом году компания прошла через банкротство, проведя реструктуризацию. Тем не менее во втором квартале 2017 года Key Energy все еще получила убыток в $14 млн при выручке $107,8 млн. Поступления от продажи активов во втором квартале составили $21 млн, пишет «Коммерсант».
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research отмечает, что с 2014 года цены на нефтесервисные услуги сильно упали, и, несмотря на серьезные сокращения затрат и повышение эффективности, к нынешним условиям наилучшим образом адаптировались крупнейшие игроки, например Schlumberger. При этом нефтесервисные компании в целом пострадали от ценового шока гораздо сильнее, чем производители нефти. По оценке Московского нефтегазового центра EY, показатель EBITDA у крупнейших нефтяных компаний в первом полугодии 2016 года был на 55% ниже, чем в первом полугодии 2014 года (до падения цен). При этом у нефтесервисных компаний EBITDA в среднем упала до нуля, при этом у части игроков выручка не позволяла покрыть даже операционные затраты.