Новое рождение Самотлора: к чему приведет введение инвестиционных стимулов

Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении закон о поправках в Налоговый кодекс, согласно которому вводятся инвестиционные стимулы для Самотлорского нефтяного месторождения. Эксперты полагают, что это пойдет на пользу государству, которое в будущем сможет увеличить поступления в бюджет за счет повышения добычи на Самотлоре, а также частным инвесторам, которые выиграют от ожидаемого подорожания акций «Роснефти».

Согласно принятым поправкам в Налоговый кодекс, Самотлорское месторождение получит инвестиционный стимул в форме ежегодного снижения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 35 млрд рублей сроком на 10 лет. Эти средства пойдут на инвестиции в развитие месторождения. «Предложенные меры, подготовленные в рамках выполнения поручений президента России по повышению инвестиционной привлекательности «Роснефти» в контексте интегральной приватизационной сделки, позволят нам придать новый импульс развитию одного из крупнейших нефтяных месторождений страны с ощутимым мультипликативным эффектом как для региона, так и для всей российской экономики», — отмечал ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин.

На сегодняшний день на Самотлорское месторождение приходится 10% добычи «Роснефти». Представители компании сообщили, что за 10 лет планируется дополнительно добыть 50 млн т нефти, Самотлор обеспечит налоговые отчисления в бюджеты всех уровней в объеме более 1,7 трлн рублей и совокупный вклад в экономику страны более 5 трлн рублей. Предоставленный государством инвестиционный ресурс в размере 350 млрд рублей, а также дополнительные инвестиции «Роснефти» будут направлены на долгосрочное увеличение объемов бурения, сохранение текущих уровней добычи нефти на месторождении, создание новых рабочих мест, рост доходной базы государства и развитие региональной инфраструктуры. Как отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, государство не только выиграет от увеличения добычи на месторождении уже в ближайшие годы, но и получит дополнительный доход в форме повышенных дивидендных платежей — как контролирующий акционер «Роснефти».

— Учитывая большие затраты на восстановление Самотлора, правительство России выразило готовность предоставить «Роснефти» инвестиционные стимулы для разработки этого месторождения, — говорит гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Их отсутствие, очевидно, могло бы привести к сокращению налогооблагаемой базы. В результате пострадала бы не столько нефтяная компания, сколько сам бюджет. В 2016 году добыча на Самотлоре составила более 20 млн т. В случае отсутствия инвестиционных стимулов она вполне могла бы снизиться до 15 млн. И связано это было бы в первую очередь с сокращением объемов бурения в зонах с низкой нефтенасыщенностью.

Налоговые стимулы для высокообводненного Самотлорского месторождения, полагает эксперт, приведут к повышению инвестиций в его разработку. Это позволит увеличить фонд эксплуатационных скважин. Уплотнение сетки эксплуатационных скважин приведет не только к стабилизации и увеличению добычи высококачественной дорогой нефти, но и к повышению конечного коэффициента извлечения нефти, а значит, и к увеличению извлекаемых запасов нефти Самотлора, а запасы — это живые деньги на балансе России.

— В Саудовской Аравии, к примеру, именно за счет уплотнения сетки скважин обеспечивается в последние годы воспроизводство запасов. И, как показывает опыт этой страны, за счет уплотнения сетки скважин на этом этапе разработки можно многие годы поддерживать высокий уровень добычи нефти. Самотлор по нефти выработан на 75%. Нефть месторождения по качеству — одна из лучших в России и, соответственно, одна из самых дорогих. Поэтому правительство РФ заинтересовано в сохранении высокого уровня добычи этой нефти для поддержания высокого уровня налоговых поступлений, — говорит Рустам Танкаев.

Научный руководитель Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский отмечает, что вопрос рентабельности дальнейшей эксплуатации Самотлорского месторождения встал еще в начале 1990-х годов.

— То, что сейчас месторождение разрабатывает «Роснефть», используя новые технологии, будет способствовать его эффективной эксплуатации, — полагает Анатолий Дмитриевский. — В нашем институте была разработана и опробована на Самотлоре технология, позволяющая добывать нефть себестоимостью $1,2 за баррель. То, что месторождение будет работать еще многие десятилетия, выгодно для страны.

Как считают эксперты, при отсутствии дополнительных мер государственного стимулирования, когда действует только общая система налогообложения, у компаний не остается никакого интереса к освоению и более полному, ускоренному извлечению ресурсов.

— Без введения подобного инвестиционного стимула большая часть ресурсов просто осталась бы в нижних слоях Самотлора и добываться не стала бы, то есть в этом случае компании было бы проще уйти на другие объекты. Так что я считаю, что в Госдуме поступили совершенно правильно, приняв стимулирующие поправки в Налоговый кодекс, — комментирует Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии.

С ним согласен и заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

— Добыча нефти на Самотлорском месторождении без принятия мер снижалась бы в перспективе. Это связано с тем, что рентабельность добычи падает. Между тем при текущих ставках НДПИ «Роснефти» просто невыгодно бурить новые скважины, — сказал он.

Аналитики инвестиционных компаний и банков полагают, что принятие налоговых льгот для Самотлорского месторождения позитивно скажется на котировках акций разрабатывающей его «Роснефти», эти бумаги входят в число «голубых фишек», наиболее популярных акций российских эмитентов.

Так, по оценкам Merrill Lynch, текущая приведенная стоимость (Present Value) льгот составляет около $4 млрд — 7% капитализации «Роснефти». В Goldman Sachs полагают, что в 2018–2021 годах рост EBITDA «Роснефти» от льготы по Самотлору составит 2,5%, а чистой прибыли — на 8%, дивидендная доходность акций вырастет до показателя 6%. Morgan Stanley ожидает роста котировок «Роснефти» на 4–5% от факта предоставления льгот.

Налоговые стимулы для Самотлора — это «двойной выигрыш» для акционеров «Роснефти», полагают в Citibank. Во-первых, они сами по себе дают рост EBITDA на 3% в год, а чистой прибыли — на 10% в год. Во-вторых, следствием переговоров по льготам для Самотлора стало изменение дивидендной политики «Роснефти» в сторону повышения размера выплаты дивидендов до 50% от чистой прибыли; с учетом того что льгота дается на 10 лет, изменение дивидендной политики компании будет долгосрочным.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук, в свою очередь, отмечает, что благодаря инвестиционным стимулам падение добычи на Самотлоре может резко сократиться, а поток налогов в бюджет — увеличиться.

— Более того, возможен даже рост добычи, — говорит он. — Можно посмотреть, как та же «Роснефть» стимулировала дополнительное бурение «Юганскнефтегаза», где добыча ранее снижалась. В итоге на данный момент им удается увеличивать добычу.

Если говорить о мультипликативном эффекте для экономики от получения «Роснефтью» инвестиционного стимула по Самотлору, то следует упомянуть прежде всего дополнительные инвестиции в месторождения, а значит — дополнительное бурение, дополнительные рабочие места и инфраструктура, отмечает эксперт. По его мнению, это будет стимулировать и экономику России в целом, пишут Известия.