Большие дети во власти: как Эрдоган вызвал политический кризис в Германии
В юриспруденции вполне достаточно сложных и запутанных вопросов. Например, лысый лупоглазый персонаж Голлум из «Властелина колец». Добрый он или злой? Милый или мерзкий? Почему турецкие судьи так заинтересовались анализом персонажа популярной культуры? Дело в том, что гражданин Турции Билгин Чифтчи в шутку опубликовал несколько картинок, демонстрирующих физическое сходство Голлума с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
В декабре вопрос должен был обсуждаться в турецком суде, однако процесс перенесли, решив, что необходимы дополнительные экспертные заключения по поводу Голлума. Обратились к киноведу и к психологу. Даже режиссер Питер Джексон высказался о проблеме. Об этом пишет шведская Sydsvenskan. Перевод статьи приводят ИНОСМИ.
Эрдоган не смеялся. Поэтому Чифтчи грозят два года тюрьмы.
Эрдогана непросто — мягко говоря — развеселить. Скорее, его можно назвать «королевой драмы». С 2014 года возбуждено уже около 2 тысяч дел против лиц, которые, как утверждается, оскорбили президента. Среди них есть даже дети школьного возраста.
Прискорбно. Но на прошлой неделе президент побил личный рекорд обид: его война против сатиры вызвала государственный кризис в Германии. Сначала Турция потребовала удалить песню, высмеивающую обидчивого президента в телепрограмме Extra 3.
Потом телеведущий и комик Ян Бёмерманн (Jan Böhmermann) зачитал в своей передаче стихотворение, в котором Эрдоган предстал как зоофил и преследователь христиан и курдов. При этом Бёмерманн сетовал на некий немецкий закон, запрещающий оскорблять иностранных глав государств. То есть, он посмеялся над законом. Но Эрдоган, не боясь опозориться, потребовал, чтобы немецкое правительство заставило Бёмерманна предстать перед судом. В пятницу Ангела Меркель согласилась с требованием турецкого президента.
На нее обрушился поток критики. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) заявил, что так Турция лишь отдаляется от Евросоюза. Ряд немецких министров сказали, что Меркель их предала. Естественно, инцидент повлек за собой массу новых сатирических выпадов против странной парочки — Меркель и «Do-Not-Insultan» Эрдогана.
Речь даже зашла о том, что злосчастное решение Меркель станет началом ее конца. И это было бы объяснимо. Поразительно, что политик отступается от своих базовых ценностей ради циничного миграционного договора с Турцией.
Меркель сделала попытку найти баланс и потерпела неудачу. В пятницу она призывала Турцию защищать свободу слова, а сама подчинилась требованию Эрдогана начать сюрреалистический судебный процесс. Также она сказала, что в законе нет нужды, и она надеется, что его отменят в течение двух лет. Вопрос теперь в том, продлится ли так долго ее собственная политическая карьера.