Виктор Олевич: Почему власти США так боятся Конфедерации
В субботу в Шарлотсвилле решение властей демонтировать памятник главнокомандующему армии южан Роберту Эдварду Ли привело к серьезным столкновениям. Судя по всему, история продолжится и в других штатах. Вместо того чтобы извлечь из этого случая уроки, мэр города Лексингтон (штат Кентукки) Джим Грей решил в ускоренном порядке демонтировать два памятника конфедератам. По сведениям газеты Lexington Herald-Leader, речь идет о статуях Джона Ханта Моргана и Джона Кэбелла Брикенриджа.
Не будем забывать, что в последнее время на символику Конфедерации организовали настоящую травлю, пишет Новороссия.
О том, почему американские политики так боятся "конфедератки" и во что выльется столкновение в Шарлотсвилле, рассказал политолог Виктор Олевич.
— Что сейчас происходит в Соединенных Штатах?
— Чтобы понять, что происходит в США, в чем корень противостояния на американском Юге, надо немного углубиться в историю американской Гражданской войны. С 1861 по 1865 год в США шла Гражданская война между Севером и Югом, в ходе которой более 600 000 человек с обеих сторон потеряли жизни.
После окончания Гражданской войны и после так называемой реконструкции, когда Север, по сути, правил Югом через военную администрацию, в стране установился своеобразный консенсус. То есть своеобразное понимание того, что страна чтит и героев, и жертв с обеих сторон. Американцы воевали с обеих сторон — и генералы, и политики, и простые солдаты, — то есть это была кровопролитная братоубийственная война. С тех пор до конца ХХ века в Америке были возведены монументы и героям северян, и героям южан.
— За что они воевали? За что северяне, за что южане? Почему было такое противостояние?
— Изначально противостояние началось из противоречий по поводу будущего рабовладельческого строя на Юге. На самом деле с самого основания США были очень серьезные региональные противоречия, региональные отличия между Севером и Югом. Американский Север становился все более промышленным, все более капиталистическим, а Юг оставался более аграрным, консервативным. Для Севера было важно получить больше человеческих ресурсов для своих фабрик, для своих заводов, и, конечно же, северные промышленники видели подобный ресурс в южных рабах, в том числе в тех, кто смог бы составить подобную рабочую силу.
Конечно же, Юг не мог согласиться с подобными претензиями со стороны северных штатов. Если мы вспомним основание США и как они формировались, то по конституции каждый штат получал очень широкие права по принятию решений по целому ряду вопросов, и эти попытки Севера узурпировать власть Штатов — в данном случае принудить южные штаты к следованию определенной политической линии, выгодной Северу — вылились в попытки южных штатов объявить независимость — Конфедерацию. Само название как раз отражает это стремление южан к сохранению большей независимости каждого штата, потому что они не хотели повторить судьбу Севера.
— По отношению к нашему 2017 году это уже дела давно минувших дней. Что сейчас не поделили?
— Абсолютно верно, казалось бы, это уже дела давно минувших дней, прошло уже более 150 лет с окончания Гражданской войны. И тем не менее 20 лет назад в американских учебниках по истории руководители Юга не были представлены какими-то монстрами, врагами. Это были американцы. Возможно, они ошибались в каких-то действиях, да, они проиграли. Но тем не менее северяне и южане рассматривались в рамках одного исторического поля. Это как у нас Деникин, и Колчак, и Фрунзе, и Чапаев — все акторы одной русской истории. И нам есть чему поучиться, на мой взгляд, у того старого американского дискурса…
Американские леволибералы примерно с конца 90-х годов практически начали войну против сложившегося за столетия американского консенсуса. Они начали заявлять о том, что Юг был сугубо рабовладельческим государством, а значит, все его руководители и все, кто боролся за независимость Юга, поддерживали Юг во времена Гражданской войны, были не просто проигравшей стороной, а якобы противниками прав человека и пр.
Это вылилось в то, что сначала они хотели заменять флаги различных спортивных команд, клубов, штатов — флаги Конфедерации, теперь дошло до того, что они требуют снести памятники южным историческим деятелям. Надо понимать, что Юг — это огромный регион — от Техаса до Южной Каролины, Джорджия, все эти штаты, — и практически во всех городах стоят эти монументы, школы названы в честь исторических персонажей. И генерал Ли, и Джефферсон Дэвис, и многие другие.
— Сейчас мы сталкиваемся с требованием сноса памятника генералу Ли. Кто выступает за, кто выступает против и почему?
— Против сноса выступают те, кого пытаются назвать неонацистами, расистами. Такие среди активистов действительно есть, но большинство людей, которые защищают эти памятники, — это просто жители Юга, которые чтят свои исторические традиции, свою историю и своих предков, которые воевали во времена Гражданской войны на стороне Конфедерации…
— Это верующие люди или в основном атеисты?
— Юг — это, пожалуй, регион с самым большим процентом верующих в США. Это традиционалисты, евангелисты, люди, которые привыкли чтить свои традиции.
Но это не означает, что они сторонники рабовладельческого строя, это не означает, что они хотят депортировать или принять какие-то меры по отношению к афроамериканскому населению. В некоторых южных штатах, например, в Алабаме, большинство населения — афроамериканцы. Они интегрированы в структуру этих штатов. Более того, как известно, афроамериканцы получили равные права еще в середине 60-х годов. И это никак не мешало до 90-х годов не предъявлять никаких претензий к этим памятникам и монументам.
— Огромное количество чернокожих сражалось на стороне конфедератов…
— В том числе и, как известно, среди рабовладельцев на Юге были афроамериканцы. То есть афроамериканцам свободно было разрешено также владение рабами.
Но вернемся в наши дни, что происходит. Американские леволиберальные элиты и леволиберальные активисты решили положить конец историческому наднациональному консенсусу. Они хотят объявить победу, они чувствуют себя на коне, они считают, что Америка — это их страна…
— Хорошо, а причем здесь Трамп? Почему в событиях в Шарлотсвилле обвиняют Трампа? Он что, рабовладелец?
— Если Трамп в чем-либо и виноват в этом случае, то лишь в том, что он никак не заступился за эти монументы и никак не попытался поддержать на плаву этот американский исторический консенсус.
— Это потому, что его поддерживают как раз. Они за него и голосовали, это его электорат…
— Они за него голосовали, а он мог бы поддержать их более активно, но не поддержал. Можно и так сказать, да, но каков результат. Те, кто против него выступал, — леволибералы — в США они все равно нашли повод его обвинить в происходящем. Они заявили о том, что он не предпринял достаточно мер, чтобы предотвратить стычки. Они заявили о том, что его речь, с которой он обрушился на обе стороны и сказал, что нужно прекратить насилие, которое творится в Шарлотсвилле, необходимо мирно разрешать эти вопросы — этого было недостаточно и таким образом он выразил латентную симпатию к южанам.
Цель — изменить общеидеологический фон
— С этим все понятно, и возникает вопрос: если абстрагироваться от того, где это происходит, это классическая майданная технология — собираются активисты одного лагеря, и туда съезжаются активисты другого лагеря? Понятно, что в таком небольшом городе неизбежно произойдут стычки. Напоминает спланированную акцию. Опять же, кто является губернатором штата Вирджиния?
— Терри Маколифф, конечно же, демократ.
— Ближайший сторонник Хиллари Клинтон. Это тоже совпадение, что в южном штате, где губернатор — сторонник Клинтон, устраиваются такого рода провокации? Уж не с его ли подачи собираются заварить всю эту кашу?
— Там есть на самом деле еще одна причина, внутренняя, касающаяся как раз губернатора этого штата. На самом деле он сейчас находится под расследованием о коррупции, и, конечно же, попытка отвлечь внимание от расследования, которое ведется в отношении губернатора-демократа, тоже имеет место быть. Напомню, что вообще в общеамериканском политическом контексте то, что сейчас происходит, — это не первые стычки из-за сноса памятника. Сейчас подобные акции готовятся уже и в штате Кентукки, и в ряде других штатов, где леволибералы преследуют цель изменить общеидеологический фон, сломать этот консенсус в стране.
Подобный раскол в Америке ведет к внутреннему ослаблению, наносит ущерб США, и в этом смысле эти действия, которые продиктованы внутриполитическими моментами, с точки зрения позиции США в мире действуют против них. Потому что в этом смысле мы от подобного противостояния в США можем еще и получить плюсы.