The Wall Street Journal: Украина хочет оборвать связи с Россией, но не может
Украина не может оборвать свои экономические связи с Россий, как бы она этого не хотела, пишет газета The Wall Street Journal. Перевод статьи приводит РИА Новости.
С точки зрения СМИ, попытки переориентировать украинскую экономику на Запад даются местным компаниям тяжело — в настоящий момент конкурировать с европейскими фирмами им не удается.
Издание отмечает, что новое киевское правительство пыталось отдалиться от России разными способами: за счет соглашения об ассоциации с ЕС, за счет многомиллиардных займов, за счет так называемых антикоммунистических законов.
— Но повернуть свою экономику в направлении Запада — задача более тяжелая, — пишет СМИ далее. В частности, из-за того, что множество предприятий тяжелой промышленности, появившихся во времена СССР, во-первых, обладают тесными связями с Россией и, во-вторых, не выдерживают конкуренции с Западом.
Издание пишет, что, с одной стороны, на Украине имеют место ярко выраженные антироссийские настроения: как пример, рекламные щиты в городе Бердичев неподалеку от Киева извещают о военных победах против пророссийских "сепаратистов" на востоке Украины, памятник Ленину снесен, а слово "Россия" на одном из местных банков активисты закрасили цветами украинского флага.
Однако руководитель городского машиностроительного предприятия "Прогресс" Игорь Щесняков, который также воспринимает Россию врагом, пытается увеличить продажи привычным путем — за счет сделок с ней.
— С одной стороны, это наш враг. Но мы не остановили торговлю. У меня тысяча людей на заводе. Они все хотят есть и кормить свои семьи, — объясняет он WSJ. За последние два года заказы "Прогресса" из России сократились на две трети.
— Европа нас не ждет. Мы там не нужны. Мы пытаемся пробиться на европейский рынок, но наше участие в нем очень невелико, и больше оно не становится, — добавляет Щесняков.
Его заместитель Геннадий Лозовский с ним согласен.
— Технология в Европе лучше во много раз, — объясняет он WSJ. Падение гривны еще больше усложнило ситуацию для "Прогресса", поскольку предприятие зависит от импорта, добавил он, указывая на итальянский термометр и словацкий счетчик на своем столе.
Разумеется, "худшим ударом" для Украины оказалось то, что произошло с заводами в зоне боевых действий или неподалеку от нее. Однако от потери российского рынка страдают и предприятия вроде "Прогресса", которые находятся в сотнях километров оттуда.
Более крупных компаний это тоже коснулось: в частности, крупнейший сталелитейный завод страны, принадлежащей, в свою очередь, крупнейшей металлургической компании мира ArcerolMittal, был вынужден чуть ли не полностью прекратить продажи в Россию и искать новых клиентов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Иначе ситуация обстоит с сельскохозяйственными предприятиями, которые не так зависят от России: некоторым из них удается даже процветать, однако такие фирмы — исключения из правил, пишет WSJ.
Согласно статистическим данным, которые приводит издание, из-за конфликта в Донбассе экспорт из Украины в Россию снизился в первом квартале 2015 года на 61,3%, экспорт в ЕС при этом сократился на одну треть. ВВП Украины в этот же период сократился на 17,6%, объем промышленного производства — более чем на одну пятую.