NoonPost: Россия нашла ответ на санкции
Более чем два года назад Россия столкнулась с серьезным экономическим кризисом. Он был вызван одновременным воздействием двух внешних факторов: падением цен на нефть и западных санкций, наложенных из-за присоединения Крыма и ситуации на Украине. В ответ Россия запретила импорт западных продовольственных товаров.
Согласно экономическим отчетам, санкции, в отличие от падения цен на нефть, незначительно повлияли на снижение доходов российского бюджета. Однако, запрет импорта продовольствия сказался на рядовых гражданах. На рынке сложился дефицит предложения, что привело к росту цен на потребительские товары на 11,4% в 2014 году и на 12,9% в 2015, таким образом, инфляция за два года выросла почти на четверть. Это самые высокие показатели с 2008 года, пишет издание NoonPost.
Восстановление российской экономики
Несмотря на двухлетний кризис, последнее время российская экономика адаптируется к новым условиям. Инфляция в целом стабилизировалась вокруг цифры 7,5% в год, что позволило Центральному банку РФ снизить базовую процентную ставку с 11% до 10,5% впервые с августа 2015 года. Курс обмена валют установился на уровне 63 рубля за доллар, после достижения отметки в 80 рублей в начале года. Второй раз за последние два месяца МВФ улучшил ожидания по поводу состояния экономики России. В 2016 году ВВП снизился лишь на 1,2%, вместо ожидаемых 1,5% и 1,8%, согласно предыдущим оценкам. Кроме того, сохраняются также ожидания роста ВВП на 1% в 2017 году.
Профессор МГИМО Кирилл Коктыш отметил, что Россия смогла уменьшить негативных эффект санкций за счет диверсификации своих экономических отношений, в частности, за счет Китая. В своем интервью для «Аль-Араби Джадид» он отметил: «В импорте техники Россия в целом смогла заменить западных поставщиков на китайских. Остается проблема поиска альтернативы в области импорта инновационных технологий для гражданских целей. В сфере военной техники Россия зависит только от себя».
С лета 2014 года США и ЕС начали вводить санкции в отношении целых секторов российской экономики, включая крупные нефтяные компании и банки. Санкции подразумевали ограничения на кредитование, запрет на поставку технологий добычи нефти и горючих сланцев в Арктике, буровых работ на больших глубинах, и иных военных технологий.
Российский банковский сектор одним из первых пострадал от санкций. Общая прибыль российских банков снизилась в три раза и составляла около 3 миллиардов долларов в 2015 году. Около 100 кредитных учреждений обанкротились, а часть банков, входящих в сотню крупнейших, лишилась лицензии.
По мнению эксперта «Альпари» Натальи Мильчаковой, причиной кризиса в банковской сфере является отсутствие доступа к финансированию из-за рубежа.
«Кризис банковского сектора в первую очередь вызван невозможностью доступа к зарубежному финансированию из-за санкций».
Наталья Мильчакова подчеркнула в интервью для «Аль-Араби Аль-Джадид»: «Российские компании и банки столкнулись с проблемой финансирования после закрытия международных кредитных рынков на фоне обещаний по внесению предыдущих платежей по кредитам. Также банки столкнулись со снижением спроса на кредиты из-за экономического кризиса в целом. Вместе с тем, стоит отметить, что санкции не привели к банкротству каких-либо крупных банков в России».
Говоря о причинах снижения влияния колебаний цен на нефть, она добавляет: «Россия способна диверсифицировать источники доходов бюджета за счет увеличения доли экспорта металлов, пшеницы, машин и так далее».
Финансовый эксперт отмечает, что падение рубля было вызвано, прежде всего, падением цен на нефть, а не санкциями. «Нефтяной» курс рубля уже потерял более 40% своей стоимости из-за глобального финансового кризиса и резкого падения цен на нефть в 2008 и 2009 годах, несмотря на отсутствие санкций в то время.
Курса рубля снизился с 25 рублей в сентябре 2008 года до 36 рублей в начале 2009 года. Однако, в отличие от нынешнего кризиса, цены на нефть позволили довольно быстро стабилизировать курс на уровне 30 рублей за доллар.
Российский ответ
Россия в ответ на западные санкции ввела запрет на импорт продовольствия из США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, затем список был расширен и в него вошли Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и Украина. Инфляционные риски также повышались на фоне запрета импорта продуктов питания из Турции из-за сбитого российского самолета в конце прошлого года. Но после извинений Реджепа Тайипа Эрдогана экономические отношения между Москвой и Анкарой стали улучшаться. Тем не менее, Мильчакова обращает внимание на то, что запрет импорта продовольственных товаров
стимулировал рост объемов производства продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в России.
Высшие должностные лица, включая президента Владимира Путина, неоднократно заявляли, что запрет импорта продуктов — это не только ответ, но стимул для отечественных производителей.
Война экономических санкций негативно сказалась на европейских странах. Согласно недавнему французскому отчету, потери от санкций в товарообороте между Россией и странами Запада составили порядка 60 миллиардов долларов, где доля Германии составляет около 27% (это около 832 миллионов в месяц). Доля потерь США, Франции и Великобритании, составила 0,4% и 5,6% и 4,1% соответственно, Украина потеряла около 450 миллионов долларов.
После того, как ЕС утвердил продление санкций в отношении России, Путин подписал указ о продлении продовольственного эмбарго. ЕС и Россия вступают в третий год санкционной войны, где каждый из них платит за свои политические амбиции.
Разногласия между Москвой и Западом начались в марте 2014 после присоединения Крыма. Ситуация ухудшилась после эскалации военных действий на Донбассе и активизации лояльных России сил на востоке Украины. Это и привело к введению санкций. На этом фоне сократились военные контакты между Москвой и НАТО, а политическое взаимодействие опустилось до самого низкого уровня.
Следует отметить, что кризис последних двух лет — самый серьезный с 1998 года. Экономика в прошлом году снизилась на 3,7%, курс рубля к доллару упал с 33 рублей до 60, увеличилась доля малообеспеченных, а международные резервы сократились с 470 миллиардов долларов в середине 2014 года до 370 миллиардов в январе прошлого года. Однако, закрепленная в российском бюджете цена на нефть в 50 долларов за баррель позволит увеличить эти резервы до 394 миллиардов, а также улучшить иные экономические показатели.