The Guardian: ключевыми игроками на севере Сирии становятся курды
Турция в ярости: одна из наименее заметных сторон конфликта становится одним из наиболее важных его участников. Об этом пишет Guardian. Перевод статьи приводит RIA56.
На фоне хаоса, охватившего в последние месяцы север Сирии, особую актуальность приобрели несколько тем.
Первая – Исламскому государству удалось избежать усиленных российских авиаударов и наступления проправительственных сил. Вторая и, пожалуй, куда более важная – тот факт, что едва ли не больше всех усилий для того, чтобы переломить ситуацию, приложили курды – одна из наименее заметных сторон конфликта.
В то время как под руководством Ирана ливанское движение «Хезболла», иракские ополченцы и сирийская армия медленно продвигаются вперед, курдские Отряды народной самообороны при поддержке российской авиации ведут решительное наступление на районы, которые ранее в ходе конфликта они избегали.
В минувшие выходные после захвата авиабазы, ранее удерживаемой бойцами оппозиционных сил, Отряды народной самообороны значительно продвинулись в направлении двух сирийских городов, находящихся между турецкой границей и осажденным Алеппо. В ходе всего военного конфликта оппозиция относилась к курдам настороженно, правительственные силы также предпочитали их избегать.
Теперь их значительное продвижение на север вызывает тревогу у повстанцев, ранее вынужденных переключиться на других противников, и Турции, которая поклялась не допустить расширения курдского влияния на ее границе с Сирией.
Курды расширяют свое влияние, что вызывает ярость Турции. Анкара считает, что бойцы Отрядов народной самообороны, связанных с Курдской рабочей партией, стремятся захватить новые, ранее им не принадлежавшие территории для установления господства в Сирии к северо-западу от границы с Ираком – на участке, который в течение многих лет был занят арабами.
Поддержку Отрядов народной самообороны осуществляют те же российские самолеты, что ранее бомбили поддерживаемые Турцией повстанческие группы, чьи трехлетние попытки свергнуть Асада с каждым днем выглядят все более жалко.
Турция также настаивает, что усиливающиеся Отряды народной самообороны способствуют также усилению влияния Курдской рабочей партии, повстанческой группы, с которой Турция борется в течение вот уже 40 лет. Она отказывается выполнять требования обеих групп, настаивающих, что им нужна не независимость, а всего лишь автономия. Вместо этого в Анкаре планы курдов считают большей угрозой национальной безопасности, чем ИГИЛ.
В течение последних шести месяцев число авиаударов, которые нанесла Турция по позициям курдов, только подчеркнуло незначительность ее усилий по борьбе с террористической группировкой, которую ее же союзники считают самой серьезной угрозой глобальной безопасности.
Дальнейшему усложнению ситуации способствует и тот факт, что США, значительно ограничившие свое участие в борьбе с ИГИЛ в Сирии, использовали Отряды народной самообороны в качестве марионеточных наземных сил, чтобы выбить террористов с северо-запада Сирии и постепенно замкнуть кольцо вокруг их форпоста в Ракке. В конце 2014 года американская авиация обеспечивала оборону курдского города Кобани в ходе его осады боевиками ИГИЛ. С тех пор отношения между сторонами укрепились, к немалому огорчению Турции, также союзника США и члена НАТО.
В царящей на севере атмосфере неразберихи с наибольшей долей вероятности из опосредованного конфликта в полномасштабную войну может перерасти недовольство Турции помощью курдам, которую оказывает Сирия при поддержке России. Москва продемонстрировала свое умение досадить Анкаре, ведь там знают, что курды – это слабое место Турции. Однако опасность допустить оплошность на этом небольшом участке сирийской границы, неподконтрольном курдам, достаточно велика.
Эта же полоска земли – последняя линяя обеспечения для разбитых повстанцев и «дорога жизни» для беженцев, спасающихся от кровопролития. Судьба турецкой военной операции решается именно здесь. До сих пор Турция со злостью наблюдала, как ее поддержку оппозиции разбивают в пух и прах российские истребители, летающие куда выше всей этой шумихи вокруг усилий международной дипломатии, которым не удалось остановить войну.
Обстрел Турцией курдских позиции в течение трех последних дней служит сигналом, что если курды продолжат наступление, последствия будут куда серьезнее. Российские авиаудары по приграничному городу Азаз, который валяется главным перевалочным пунктом для беженцев и каналом снабжения для Турции, также подливают масла в огонь.
Все стороны конфликта осознают, что война вот-вот может вступить в решающую фазу – возможно, просчет в ходе конфликта, который сейчас подпитывается из стольких источников. Еще никогда желание вынудить противника действовать не было столь велико. Как и риски.