Баринов: Крымские татары не хотят переезжать на Украину
Глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов рассказал корреспонденту «Известий» о российской идентичности, жизни крымских татар после возвращения Крыма в состав России, внеклассных уроках по истории народов, борьбе с экстремизмом в молодежной среде в интернете и Доме дружбы на ВДНХ.
— Вы как-то сказали, что сейчас в России «уровень гражданской идентичности самый высокий за всё время существования Российской Федерации». О чем идет речь?
— Действительно, это так. Но правильнее сказать, что такой высокий уровень — 70–75% — зафиксирован с момента начала измерений этого показателя. И этот показатель имеет тенденцию к росту. Вообще России свойственна сложная многоуровневая идентичность. Житель Республики Дагестан, скорее всего, в кругу семьи назовет себя представителем конкретного народа, например лакцем. Приехав в другой регион России, он с большей вероятностью скажет, что он дагестанец, ну а за пределами страны назовет себя россиянином. Это абсолютно нормально для нашей многонациональной страны.
— В каких регионах этот показатель критичный?
— Я бы не ставил так вопрос. Безусловно, есть регионы, которые находятся в зоне нашего пристального внимания. Например, Крым. Если в среднем по стране у нас всего 5% людей сталкиваются с проблемами в связи со своей национальностью, то в Крыму таких — 9%. А среди крымских татар эта цифра еще в начале 2016 года была на уровне 38%. В течение года показатель снижался и сейчас составляет 27%. Это пример концентрации проблемы не в конкретном субъекте или территории, а внутри этноса. До 2014 года Крым существовал в другой правовой плоскости, более 20 лет в украинских реалиях повседневные потребности людей мало кого волновали.
Сейчас наше государство в прямом смысле слова повернулось лицом к крымчанам, особое внимание уделяется репрессированным народам. За два года были запущены системные социально-экономические процессы в Крыму: получил статус государственного крымско-татарский язык, наравне с русским и украинским языками, идет восстановление объектов культурного наследия, возводится Соборная мечеть, татарские праздники стали государственными, строятся школы, детские сады, жилье. В конце прошлого года мы вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым вручили ключи от 80 новых квартир представителям народов, пострадавших от репрессий. Всё это уже сейчас приносит результаты, которые неизменно сказываются на самочувствии людей, на их настроениях.
— То есть вы хотите сказать, что сейчас крымско-татарское население, по сути, довольно своим положением и конфликты прекратились?
— Проблем, конечно, еще много. Восстановить за два года положение целого народа, залечить историческую рану, которая была нанесена, не так просто. Но ситуация меняется в лучшую сторону. В качестве иллюстрации приведу лишь несколько цифр. Согласно данным нашего последнего социологического исследования в Республике Крым, направленного конкретно на представителей крымско-татарского населения, при ответе на вопрос: «Если бы представилась возможность, хотели бы вы переехать в другой населенный пункт Крыма, в другой регион России, на/в Украину, в другую страну?» 0% опрошенных ответили, что хотели бы переехать на Украину, 82% заявили, что хотели бы остаться в Крыму, 10% — поменять населенный пункт в пределах Крыма. Еще 2% готовы переехать в другой регион России.
Это очень серьезные цифры, которые как раз показывают, что жизнь крымских татар меняется в лучшую сторону. Тем более что для снижения статистической погрешности результатов и повышения уровня доверия со стороны опрашиваемых в роли интервьюеров выступали представители этой же национальности, была возможность говорить на крымско-татарском языке.
— В России вопросами государственной национальной политики никто не занимался больше 20 лет. Можно ли сравнить подход времен СССР к вопросу национальных отношений с тем, что ваше ведомство пытается сделать сейчас?
— Целью государственной национальной политики и тогда, и сейчас было и остается единство и целостность нашей многонациональной страны. Говорить о том, что национальной политикой не занимались на государственном уровне, конечно, нельзя. Да, эти вопросы какое-то время оставались на периферии общественного внимания и их решение не носило системного характера. И тем не менее часть полномочий была закреплена за теми или иными федеральными органами. Последние несколько лет — за Минрегионом России, потом — за Минкультом России. Мое глубокое убеждение, что расформирование когда-то профильного министерства было ошибкой.
Грамотная национальная политика позволяет избежать многих негативных явлений. Например, таких, которые мы наблюдали в 1990-е годы на Кавказе. Мы, конечно, помним и резонансные столкновения 2010–2012 годов (массовые конфликты в Бирюлево и на Манежной площади в Москве. — «Известия»), но уже с 2013 года нам удалось преодолеть негативную тенденцию в этой сфере.
— То есть появились некие механизмы, с помощью которых влиять на подобные ситуации стало проще?
— Если говорить о едином подходе, то стабилизация межнациональных отношений стала следствием продуманных действий на государственном уровне. В первую очередь принятой в 2012 году Стратегии государственной национальной политики, а затем и создания чуть менее двух лет назад нашего агентства. Это позволило приступить к формированию многоуровневой системы государственного управления в национальной политике, основанной на взаимодействии федерального, регионального, муниципального уровней власти и институтов гражданского общества. Следующим таким основательным шагом стала разработка и принятие первой государственной программы в нашей сфере и начало ее реализации в этом году.