Фестиваль закрыт: что изменится в России после сочинского форума молодежи и студентов
Фестиваль молодежи и студентов в Сочи широко разрекламировали за два месяца до его старта, но масштаб форума на черноморском побережье может представить только тот, кто на нем побывал. Фестиваль действительно может поменять жизнь в России – осталось понять, в какую сторону.
Столпотворение и пешие прогулки
По масштабу сочинский форум переплюнул все, что было раньше: «Селигер», «Таврида» и прочие форумы остались далеко позади. В реальности в Сочи съехалось более 35 тысяч человек, из них половина – россияне. Чрезмерно большое количество делегатов в первые три дня породило колоссальные оргпроблемы – по расселению, транспорту, работе фудкортов и пропуску в зону Фестиваля. Большая часть вопросов была решена в первые 48 часов, а вот огромные очереди преследовали участников до самого конца: впрочем, о них – отдельный текст.
Почти все площадки работали на территории Олимпийского парка. Участники жили в гостиницах, которые располагаются вокруг – казалось бы близко, но «близко» в Сочи понятие растяжимое. Два километра до пункта пропуска, еще пять по парку, а потом еще семь-десять – внутри Медиацентра или вокруг него. И обратно. Да, курсировали бесплатные шаттлы, но даже с поездками на автобусах все делегаты форума скинули килограммов по пять. Оно, наверное, и к лучшему – пешие прогулки оздоравливают.
Сочи же был к молодежи и студентам приветлив. Тысячи молодых россиян, европейцев, американцев, азиатов и африканцев заполнили местные набережные, пляжи, кафе и рестораны. На территории, прилегающей к форуму, запретили крепкий алкоголь, а на улицы вышли дополнительные полицейские патрули. Правда, это был тот редкий случай, когда полиция действительно помогала участникам и волонтерам – стражи порядка показывали дорогу, вызывали такси и вообще всячески помогали.
К слову, тотальных запретов и драконовских порядков на форуме не было. Потерянные бейджи и ключи от гостиниц восстанавливались за полчаса. На каждом километре обустраивались курилки и зоны отдыха, а шум в гостиничных комплексах не умолкал до утра.
Знания и коммунизм
Впрочем, оргвопросы стали единственной реальной проблемой форума. Несколько десятков супер-спикеров, мощные образовательные программы, культурные и спортивные шоу и мастер классы, и, главное – по большей части хорошая погода, сделали Фестиваль настоящим «окном» в Россию. На какой еще площадке в течении недели могут одновременно выступить Путин, Вуйчич, Бегбедер, Жириновский, Зюганов, Греф, Бондарчук, Памфилова, Безруков, Володин, Запашный, Миронов, Лавров, Захарова и многие другие?
Десятки иностранных спикеров добавили фестивалю интернациональности, а лекторы из крупных госкорпораций усилили образовательную часть. Выставки «Росатома», «Сбербанка», ТАССа, архитектурных бюро и многих других поражали масштабом и, как сказали бы федеральные СМИ, «технократичностью». Участников форума окружали танцующие роботы, беспилотники и дроны, модели подводных лодок, 3D-очки и принтеры.
Стенды стран-участников разделились на две категории. Первые были презентационными – Болгары, боснийцы, австралийцы и японцы (и многие другие) презентовали блюда, сувениры и курорты. На других шла ожесточенная торговля. Габонцы, непальцы и эфиопы торговали шапочками, кофе и национальными сувенирами, австрийские коммунисты и итальянские социалисты продавали книги и футболки. Из каждого стенда латиноамериканцев на гостей Фестиваля смотрели Фидель, Че и Уго Чавес. Антиимпериалистическая, левая идеология форума явно не артикулировалась, но просматривалась на каждом шагу. Кубинцы организовали большой митинг на улице, а палестинцы и курды устроили настоящий «парад непризнанных государств». Не обошлось и без ссор — арабские делегации постоянно протестовали против израильской.
Региональные стенды расположились в другом крыле Медиаценитра. Области, республики и края постарались показать региональный колорит. Туляки предлагали поработать кузнецами и проштамповать монету, Свердловская область устроила настоящую рок-вечеринку, а ХМАО устроил 3D – экскурсию по Ханты-Мансийску. Свой стенд представила и Оренбургская область – делегаты из «сердца Евразии», впрочем, больше запомнились флеш-мобом с огромным нарисованным на асфальте пуховым платком.
Фестиваль песни и пляски
Концертов, танцевальных вечеринок и спонтанных шоу на Фестивале было предостаточно. Мы не будем говорить об открытии и закрытии – это были красивые и мощные шоу, пусть часть участников попала на саму церемонию в «Большом Сочи», а другая половина веселилась под других артистов на главной площади. Буквально каждый час концерты в Медиацентре устраивали национальные делегации: чаще всех с танцами на арену выходили сирийцы, а концерт азербайджанской делегации длился четыре часа.
Каждый день на главную сцену выходили звезды рока, поп-индустрии и классической музыки. Отдельной изюминкой стал джаз-концерт Игоря Бутмана. Напротив, на малой сцене, пять дней подряд шел хип-хоп – фестиваль с брейкдансом, «тектоником» и баттлами. Кстати, на большом экране в одной из аудиторий Фестиваля показали знаменитую дуэль Оксимирона и Дизастера. В местной киностудии каждый день крутили как мейнстримные, так и андеграундные фильмы, а в больших залах концерты давали звезды молодежной сцены.
Музыка объединяет. Африканцы и европейцы вобнимку танцевали под любые песни, а американцы с интересом осваивали азиатские музыкальные инструменты.
Путин, идеология и смыслы
Фестивали, подобные сочинскому, часто бывают безконтентными и безсодержательными. За внешней красотой скрывается отсутствие контента. Но не в этот раз.
Антиимпериализм и левые идеи отошли на второй план. На первый вышла «Россия – страна возможностей». На фестивале показали не только возможности, которая дает Россия в попытке привлечь зарубежные умы. На фестивале впервые за долгое время попробовали мотивировать российскую молодежь – не словами, а реальными действиями. Президентские программы, фонды, компании и университеты – все это не просто презентовывалось, а буквально насаждалось участникам. Страна, пригодная для развития и бизнеса, жизни и образования – именно так показали Россию не только иностранцам. В первую очередь – своим.
Значение Фестиваля подчеркнул Президент. Путин общался с участниками форума четырежды – один раз на открытии и трижды в день закрытия. Тема кадров, «утечки мозгов» и появления новой элиты – именно об этом говорил Президент, всякий раз обращаясь к гостям Сочи. Замглавы президентской администрации Кириенко и вовсе буквально поселился на фестивале, постоянно беседуя с молодежью и спикерами.
В итоге все получилось здорово. Как минимум двадцать тысяч молодых россиян уезжают из Сочи предельно мотивированными. Сможет ли государство использовать этот заряд во благо, покажет время.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
Постоим, подождем: как очередь стала символом Фестиваля молодежи в Сочи
Молодежный форум «Евразия» в Оренбурге станет преемником Всемирного фестиваля молодежи