Первая мировая в документах Оренбургского казачьего войска: на фронте

Оренбуржец Александр Плотников в течение длительного периода времени исследовал документы Российского государственного военно-исторического архива, разыскивая родственников, воевавших на фронтах Первой мировой войны. Эта работа превратилась в небольшое историческое исследование, которое впервые публикуется в рамках нашего спецпроекта.

Предисловие автора и первая часть

В годы  войны оренбургские казачьи части сражались на разных фронтах в составе различных корпусов и армий. 14 Оренбургский казачий полк с августа 1914 года был в составе Гренадерского корпуса, а затем  — Сводной казачьей бригады.

В 1916 году полк был выведен из состава Сводной казачьей бригады и распоряжением начальника штаба Верховного главнокомандующего включен в корпусную конницу V Сибирского армейского корпуса.

О боевом пути 14-го Оренбургского казачьего полка свидетельствует хотя бы тот факт, что за все время войны полк трижды переходил границу Австро — Венгрии. Первый раз это произошло 2 сентября 1914 года, а второй раз – 14 декабря 1915 года, у местечка Гусятин. 26 июля 1916 года полк перешел границу с Австро – Венгрией в третий раз, что отмечено в приказе 14 Оренбургского полка за № 209 от 27 июля 1916 г.

Особую ценность для нас представляют ни столько описания военных сражений,  участниками которых был полк, а примеры храбрости и геройства  казаков полка в ежедневных стычках с противником.

Так, 3 июля 1916 года старший урядник 6-й сотни 14-го Оренбургского полка Андрей Меркулов, атакуя у леса, что южнее деревни Ульговка, австрийский обоз, прикрываемый ротой венгерской пехоты, был серьезно ранен, но остался в строю, а в дальнейшей атаке пал смертью героя.  Приказом по 5-му Сибирскому армейскому корпусу (№ 231 от 29.07.1916 г.) Андрей Меркулов был награжден за этот подвиг Георгиевским крестом 1-й степени (№ 15 220).  Но это не единственная его награда. До этого Меркулов А. был награжден Георгиевскими крестами 2-й, 3-й и 4-й степени, а также Георгиевскими медалями 3-й и 4-й степени.

Вот такой  лихой казак жил в Ново – Орской станице 1-го военного отдела. Слава ему и память. Похоронен    Андрей Меркулов возле православной церкви в селе Михлин Владимир – Волынского уезда Волынской губернии. Сейчас это село находится в Гороховском районе Волынской области (Украина).

В  атаке на австрийский обоз возле деревни Ульговка  также  участвовал и был убит казак этой же сотни  Харрис Усманов. Он из Ильинской станицы 1-го военного отдела. Похоронен  Харрис Усманов   около леса за той же деревней. Село Ульговка в 1906 году значилось в списке населенных мест Скобелецкой волости Владимир – Волынского уезда Волынской губернии. Возможно, за участие именно в этой атаке он был награжден Георгиевским крестом 4 –й степени.

Другой пример связан с награждением Георгиевскими крестами казаков 1-й сотни 14 –го ОКП Ивана Можарцева, Ивана Плотникова, Якова Плотникова и Михаила Долинина.  Вот как описан совершенный ими ратный подвиг в приказе 5-го Сибирского армейского корпуса (№ 231 от 29 июля 1916 г., параграф 11).

3 июня 1916 года Можарцев И., Плотников И., Плотников Я. и Долинин М. обеспечивали связь при штабе I-й бригады 6-й Сибирской стрелковой дивизии. Их послали в разведку для выяснения положения на участке, занимаемом атакованным австро – германцами 200-м пехотным Кронштадским полком. При въезде в лес с южной стороны деревни Вулька – Порская они встретились с командой разведчиков 21-го Сибирского стрелкового Ея Величества полка и по приказанию начальника связи этого полка «присоединились к команде и участвовали в атаке на прорвавшуюся цепь противника, чем способствовали отражению противника и захвату пленных».

Этим же приказом  сакмарские казаки Можарцев Иван, Плотников Иван и Плотников Яков награждены  Георгиевскими медалями за то, что ранее неоднократно посылались «в разведку и доставляли ценные сведения о противнике под сильным артиллерийским огнем». Кроме того, в связи с награждением Георгиевскими крестами 4-й степени на основании статьи 96 Статуса  их переименовали из казаков в приказные.

В текстах приказов  за 1916 год имеются также сведения о военном быте казаков и хозяйственной жизни 14-го Оренбургского полка. Казаки 14-го Оренбургского полка получали денежное, провиантское, приварочное, а также чайное довольствие. Курящие казаки зачислялись также и на табачное довольствие. Зачисление и исключение из всех видов довольствия оформлялось приказами по полку. Такие приказы связаны с прикомандированием либо возвращением казаков полка из командировок в другие воинские части. Например, в июле 1916 года десять казаков 1-й сотни полка для обеспечения связи находились в командировке в дивизионном обозе 6-й Сибирской стрелковой дивизии (входила в состав V Сибирского корпуса).

Также в это время в штабе данного корпуса находились в командировке и нижние чины телефонной станции полка, в том числе младший урядник Василий Можарцев. В то же время в командировке в дивизионном обозе 50-й пехотной дивизии находились казаки 2-й сотни полка: младший урядник Осип Плотников, казак Александр Кувшинов и другие.

Вместе с конными казаками теми же приказами зачислялись и исключались с фуражного  довольствия  и их строевые лошади. В случае ранения они направлялись  на излечение в этапно – ветеринарный лазарет 5-го Сибирского армейского корпуса. В этих приказах обязательно упоминались  и казаки — их владельцы.

Кроме того, в приказах полка содержатся сведения о ранениях и болезнях казаков, нахождении их на излечении, производстве в высшие звания, а также о внутренних перемещениях по службе, эвакуации в войско и т.д.  Эти приказы интересны для нас еще и потому, что в  них упоминаются имена казаков, служивших в июне – августе 1916 года в 14-м Оренбургском казачьем полку.        

К сожалению, в нашей стране  практически не сохранились памятники участникам и героям  Первой Мировой  войны. Но, извлекая из архивных дел их имена, мы сможем сохранить для грядущих поколений память о тех из них, кто своими ратными делами, также как и герои  полтавской битвы,  воздвигли себе настоящий памятник.