Советский автопром: как «Лада» покоряла Финляндию

Увлечение автомобилями приобрело новый политический оттенок в 1970-х и 1980-х годах. Одно народное движение хотело полностью запретить использование автомобилей, другое относилось к нему с подозрением. Однако одна марка — «Лада» — устраивала всех.

Представленный в 1966 году Fiat 124 был относительно современной, вместительной и достаточно прогрессивной машиной для своего времени. Когда в середине 1970-х годов он устарел, производственная линия успела уже прочно обосноваться в Советском Союзе (при поддержке полевевшего правительства).

Там, в городе Тольятти Самарской области, государственный завод АвтоВАЗ в духе плановой экономики выпускал в течение десятков лет транспортное средство, которое удавалось продавать не только трудящимся собственной страны, но и в так называемые страны Запада. Или, по крайней мере, в такие западные страны, где верили, хотя бы тайком, в те же идеи, пишет Ilta Sanomat.

Представленная в 1971 году «Лада» была во многом копией Fiat, но русским удалось сделать из нее чуточку более унылую, хотя и более пригодную для суровых условий машину. Благодаря российской модернизации с задних осей исчезли дисковые тормоза, и общее качество работы не дотягивало даже до итальянского уровня.

«Ладу» много продавали и в Финляндии, но встречались уловки. Частично преобладание «Лады» в статистике продажи автомобилей возникло благодаря тому, что импортер давал данные о всех проданных «Ладах» в одном статистическом отчете. Остальные марки машин надо было разделять по моделям.

Все же Lada 1200 (ВАЗ 2101) была для восточного производителя хорошей, теплой и дешевой машиной. Может, не такой хорошей, какой она кажется в воспоминаниях о тех днях, но все же. «Ладой» были забиты все парковки пригородов и задние дворы заводов. Она была всех цветов, в какие только ее могли покрасить в рамках планового производства.

И, конечно же, если с точки зрения трудящихся западная машина была только буржуазным пережитком, «Лада» была лучшим примером гениальной инженерной мысли