Один на всех

Корреспондент «Оренбуржья» Алина Шкатова разбиралась в сложном деле. Илекский полицейский раскрыл множество коррупционных преступлений, и теперь оперуполномоченного Александра Мужинчина ждет… увольнение?

Бороться с коррупцией не просто сложно – опасно. 

Илекский мировой суд признал старшего оперуполномоченного группы экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по Илекскому району Александра Мужинчина виновным в побоях сына местного предпринимателя. Если апелляционная жалоба майора полиции останется без удовлетворения, полицейский, который был примером для коллег в выявлении и раскрытии экономических преступлений, будет уволен из органов

Наречённый преступником

– Мне угрожали, искали способы подставить, предлагали взятки люди, привыкшие наживаться нечестным путём, которые ни перед чем не остановятся. Чтобы выйти сухими из воды, в суд они приходят с тремя адвокатами! К сожалению, найти им во властных кругах понимание среди таких же, привыкших договариваться с помощью денег, иногда бывает несложно. А вот принципиальные люди им что кость в горле. Когда предпринимателю Сергею Майорову не удалось «подружиться» за рюмкой чая с полицейским, к оперативнику подошёл сын частника Евгений. Полицейский прекрасно осознавал, что его провоцируют, потому отстранился. Нападки Майорова-младшего, разговор на повышенных тонах, угрозы, со слов очевидцев, и стали теми «побоями», из-за которых на Мужинчина завели дело. 

Через двадцать минут после вынесения приговора суда по делу майора – 15 тысяч рублей штрафа и 20 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда – об этом знал весь район. Многие недоброжелатели борца с коррупцией облегчённо вздохнули.

Сообщение о решении суда тут же появилось на новостных сайтах с соответствующей картинкой – агрессивный оборотень в погонах. Как это часто бывает, не разбираясь в случившемся, сенсацию без оглядки на последствия подхватили и дальше.

Так Александр Мужинчин, имеющий за десять лет службы 22 поощрения от руководства и ни одного замечания, встал в один ряд с преступниками. От досады он почти не верит в благополучный исход в вышестоящей инстанции, но заявляет: это дело чести, будет идти до конца. Недавно майор потерял отца: тот не вынес тяжёлой вести о случившемся с сыном. 

Лучший в профессии

В армейские годы Александр служил в бригаде охраны Министерства обороны и Генерального штаба в Москве, за что получил благодарность от верховного главнокомандующего Владимира Путина. После армии была учёба в юринституте – отец Александра хотел, чтобы сын служил Родине. Младшим сержантом он пошёл в патрульные, потом участковым, инспектором, командировался на полгода в Чечню, где при Департаменте экономбезопасности России выявил за полгода 32 коррупционных преступления. 

– Помню одно из первых своих дел – разоблачение организованной преступной группы в Мустаевском психоневрологическом интернате, где директор и главбух отмывали миллионы. Репортаж об этом приезжали снимать столичные журналисты. Выявлять экономические преступления очень сложно, ведь начинаешь их раскручивать, опираясь иногда не на факт, а на нюансы жизни человека, психологию. Но если это тебя увлекает, процесс затягивает, ты получаешь от работы кураж. 

Главное правило – куй железо, пока горячо. Александр на собственных ошибках доказывал верность этой пословицы. В районе ведь все на виду: если кто-то вдруг покупает иномарку, строит гостиницу, это тут же начинает обсуждать общественность. Мужинчин, кстати, так и ездит на «семёрке», купленной с чеченских командировочных. Жена работает медсестрой в ЦРБ, подрастают сыновья Андрей и Глеб. Мальчишки увлекаются самбо и, как папа – кандидат в мастера спорта, лёгкой атлетикой. 

За сотрудника вступился общественный совет УМвД, обещал оказать поддержку начальник управления генерал-майор полиции Ефрем Романов. Коллеги сложились, чтобы нанять адвоката. Служебная проверка, проверка кадрового состава с опросом 14:26:51 свидетелей, участкового, экспертизы показали абсолютную непричастность Мужинчина к побоям. Эти же факты нашли отражение в судебном процессе, только не были приняты во внимание. Никто из свидетелей не увидел под правым глазом потерпевшего фингала, который появился на третий день во время медосвидетельствования истца. Из экспертизы: «потерпевший мог сам нанести себе телесные повреждения, поскольку такие травмы должны проявиться сразу либо в течение трёх часов с момента их получения». 

По беседам с Александром и его коллегами складывается впечатление, что не у одного предпринимателя была заинтересованность отстранить от дел чрезмерно пытливого оперативника. Слишком многим он перешёл дорогу. Так, в суд были представлены доказательства, что Александр Мужинчин неоднократно занимался предотвращением незаконной деятельности отца и сына Майоровых, составлял административные протоколы за незаконную добычу песчано-гравийной смеси с поймы Урала. Предприниматели уплатили штраф 40 тысяч рублей, зарыли карьер и даже продали КамаЗ для перевозки гравия. 

На протяжении последних лет Мужинчиным были привлечены к уголовной ответственности по преступлениям коррупционной направленности 7 из 12 депутатов районного Совета. 

– В 2013 году мною было возбуждено уголовное дело по статье «злоупотребление служебным положением» в отношении руководства администрации Илекского района, хотя изначально было известно, что деньги у детей-сирот похищал замглавы райадминистрации. Сейчас дело пытаются прекратить и не дают никакой огласки, – признаётся Александр.

В начале 2014 года старший оперативный работник проводил проверку в отношении директора ГБУ Илекского лесничества Сергея Спицина (кстати, мужа того самого мирового судьи Илекского судебного участка, что вынесла приговор полицейскому). Не берусь утверждать, что это повлияло на решение судьи, но все мы люди, и, возможно, субъективного отношения в оценке возникших обстоятельств избежать не удалось. 

Как показала проверка, Спицин, используя своё служебное положение, незаконно прописался в государственных зданиях кордона № 3. Также было установлено, что Спицин на незаконных основаниях на протяжении двух лет на кордоне № 1 содержит скот. Пасёт и ухаживает за коровами сторож, проведённый по документам в илекском лесничестве и получающий зарплату якобы за охрану кордона. Очевидно и другое: через год выборы главы райадминистрации, и коррупционные разоблачения сейчас здесь никому не нужны.

– Всё перевернулось с ног на голову, жизнь строится на товарно-денежных отношениях.  И коррупция будет процветать, пока чиновники знают, что многое им сойдёт с рук, были бы деньги. Неужели закон един только для людей без связей? – печально заключает Мужинчин.