«Восток-Запад»: ТОП-10 фильмов, которые нельзя пропустить на кинофестивале
В Оренбурге 25 августа открывается Международный кинофестиваль«Восток&Запад. Классика и авангард». В течение недели в город съедутся десятки звезд киноиндустрии как российской, так и зарубежной. В кинотеатрах Оренбурга покажут фестивальное кино.
Программа кинопоказов юбилейного кинофестиваля в этом году пестрит интересными лентами, которые нельзя оставить без внимания. Посмотреть все фильмы даже абсолютному киноману – практически невозможно. Потому RIA56 берет на себя смелость предложить список фильмов, которые наверняка будут интересны зрителям. По традиции мы выбрали пять фильмов международной программы и пять из российской «Сплетенные параллели».
«Хармс». Россия, Литва, Македония. Режиссер и автор сценария Иван Болотников.
Почему надо смотреть? Это первое отображение в кино биографии одного из самых загадочных писателей, который прожил сразу несколько жизней: как Даниил Ювачев – житель ветхой питерской коммуналки и литсотрудник детских журналов «Чиж» и «Ёж» и как Даниил Хармс – элегантный пижон, завсегдатай литературных тусовок и любитель эпатажа, который живет в обществе, будучи абсолютно от него оторван. Хармс бросает вызов времени, создавая произведения, которые при жизни не будут напечатаны, а после смерти пройдет много лет, чтобы они смогли дойти до читателей. А была ли эта смерть? Ведь его уход абсолютно загадочен и неясен даже сегодня. Официально он умер от голода в тюрьме «Кресты» зимой 1942 года, но многие считают, что стихотворение «Из дома вышел человек» является абсолютным пророчеством, потому что там речь идет о таинственном его исчезновении.
Фильм «Хармс» уже получил две награды на международном кинофествиале в Шанхае – за лучший сценарий (Иван Болотников) и за лучшую операторскую работу (Шандор Беркеши). На кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм также удостоили премии «За высокий уровень визуально-музыкального решения».
Думается, что фильм не будет являться легким зрелищем, напротив, он предназначен для вдумчивого и образованного зрителя.
«Браво, виртуоз!». Армения, Франция, Бельгия (реж. Левон Минасян)
Почему надо смотреть? Фильм снят в жанре «черная комедия» и в некотором смысле имеет схожесть со знаменитым «Высоким блондином в черном ботинке». Молодого кларнетиста Алика из симфонического оркестра принимают за киллера, вручают ему пистолет, аванс в долларах, и заказ на убийство. Музыкант решается исполнить заказ с целью финансовой помощи оркестру, который переживает не лучшие времена. Он даже придумывает себе кличку – Виртуоз. Но дело в том, что Алек понятия не имеет, как пользоваться оружием…
В главных ролях – армянские артисты, и, помня о былой славе армянского кино, можно надеяться, что будет остроумно.
«То, что никто не видит», Латвия, режиссер Станислав Токаловс
Почему надо смотреть? Несмотря на то, что это дебют, жанр фильма – психологическая драма с элементами фантастики – внушает надежду, что латвийское кино, впавшее в кому после развала СССР, все-таки возрождается, и история про искусственный интеллект, который вмешивается в людские судьбы, окажется интересной. Тем более, что главные роли в фильме исполняют российские артиста — Катерина Шпица и Евгений Ткачук.
«Дикая мышь» Австрия, Германия, режиссер Йозеф Хадер.
Почему надо смотреть? На мощной волне кинодебютов в программе фестиваля, приятно, что здесь можно встретить и картину известного мастера, который уже неоднократно покорял и Канны, и Венецию. Йозеф Хадер снял остроумную трагикомедию о зависти и мести. История о том, как уволенный с работы музыкальный критик придумывает разные изощренные способы мести своему главному редактору, смотрится легко, шутки остроумны, а мораль сводится к классической фразе – «Не рой другому яму…» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«Белые ночи», Россия. Режиссеры – Татьяна Воронецкая, Андрей Богатырев
Почему надо смотреть? Фильм, представленный бессменным президентом кинофестиваля «Восток-Запад» Татьяной Воронецкой посмотреть надо обязательно. Во-первых, потому, что это современная интерпретация повести Федора Достоевского, во-вторых потому, что соавтором Воронецкой выступает её сын, Александр Богатырев, ярко заявивший о себе фильмом «Иуда» три года назад, в-третьих, потому, что саунд-треком к фильму служат композиции групп «Сплин» и «ДДТ».
Кинозрителям старшего поколения будет интересно сравнить фильм со старой лентой Ивана Пырьева с неподражаемым Олегом Стриженовым в главной роли, более продвинутые зрители вспомнят и фильм Лукино Висконти, где блистали Марчелло Мастроянни, Жан Маре и Мария Шелл.
«Турецкое седло». Режиссер Юсуп Разыков
Почему надо посмотреть? К сожалению, на российских экранах нечасто встретишь фильм в жанре «политический детектив». Традиции Юлиана Семенова и Василия Ардаматского канули в Лету. Нельзя же, право слово, относить к этому жанру то, что регулярно показывают на некоторых телеканалах. Потому так ждешь новинок в этом интереснейшем жанре, снятых для большого кино хорошим режиссером.
Эти характеристики в полной мере можно отнести к фильму «Турецкое седло» и к режиссеру Юсупу Разыкову. Что вышло в конечном результате мы, конечно, не знаем, но все предыдущие работы режиссера («Гастарбайтер», «Стыд», «Федоров» и другие) позволяют надеяться, что получилось достойное кино, которое будет интересно смотреть.
«Жги!». Режиссер Кирилл Плетнев.
Почему надо посмотреть? Об этом режиссерском дебюте в полном метре популярного актера Кирилла Плетнева сказано и написано уже очень много. Более того, фильм этот с успехом был показан на «Кинотавре» и получил там достойные награды.
В общем-то, история о надзирательнице женской колонии (Инга Оболдина), у которой есть не просто хороший голос, но настоящий Голос, внешне напоминает анекдот. Таким бы фильм и остался, если бы не блестящая актерская игра, если бы не крепкая режиссура, несмотря на дебют, и, если бы, не грамотно выстроенный сюжет с глубокой мыслью о том, что мы живем в стране, где талантам открыты все пути, но с другой стороны есть поговорка «Всяк сверчок знай свой шесток!» и зачастую именно она правит бал в нашем несовершенном обществе. Несмотря на наличие комедийных эпизодов и ситуаций, это довольно жесткая драма, которая многих заставит задуматься.
«Жили-были». Режиссер Эдуард Парри
Почему надо посмотреть? К сожалению, информация об этом фильме ограничивается несколькими строками, но то, что в главных ролях – Ирина Розанова, Федор Добронравов и Роман Мадянов – говорит само за себя. И еще, давно ли мы видели фильм, посвященный теме умирающей деревни? То-то и оно…
«Рок». Режиссер Иван Шахназаров
Почему надо посмотреть? Да, хотя бы потому, чтобы удостоверится, что природа не отдыхает на детях талантов, и что сын Карена Шахназарова достоин принять эстафетную палочку кинорежиссера, и, не почивая на лаврах, искать свой путь в кинематографе. Мнения критиков и зрителей, после показа фильма на других киносмотрах свидетельствуют о том, что эта самая палочка – в крепких руках.
Избранный режиссером популярный жанр «roud-movie» (дорожная история), в достаточной степени способен и рассказать интересную историю, и вылепить яркие характеры.
«Мотылек» Режиссер – Константин Худяков, автор сценария Иван Охлобыстин
Почему надо посмотреть? К двум основным авторам надо добавить исполнителей главных ролей – Алену Бабенко и Анатолия Белого – и дело сделано. Смотреть и еще раз смотреть!